Долг самарского ФК «Крылья Советов» перед банком бывшего реформатора «Саратовэнерго» ушел с молотка с дисконтом

Лот с начальной стоимостью более 227 миллионов достался покупателю за 211 миллион. При этом футболисты задолжали Газбанку, предположительно, свыше полумиллиарда рублей. По данным «Ъ-Волга», о намерении выкупить футбольные долги представители «Солидарности» заявляли еще в прошлом году. Не исключено, что подоплекой было намерение банкиров получить долю в спортивной организации. Теперь в руках у «Солидарности» - право требования долга к ЗАО «ПФК "Крылья Советов"», причем в первом круге торгов, состоявшемся в весной, лот был выставлен на продажу по цене 253 миллиона, но покупателей не нашлось. Так завершился очередной эпизод из интереснейшего «посмертия» АО АКБ «Газбанк», который еще в 1993 году учредил вместе с партнерами Владимир Аветисян (14,4%), один из самых заметных участников чубайсовской реформы электроэнергетики. Аветисян пришел в энергетику еще при Советской власти, работая в системе «Уралтрансгаза». В 1993 году предприниматель-газовик основал в Самаре Газбанк, в 1994 году застолбил огромный кусок газовой инфраструктуры региона за ассоциацией «Волгопромгаз», которая была создана для разруливания зачетных и бартерных схем. В итоге «Волгопромгаз» поставил под свой контроль всю газораспределительную сеть Самарской области и крупнейшие активы нефтехимии — «Тольяттикаучук», «Новокуйбышевский нефтехимический комбинат», «Синтезспирт».
В 90-ые же произошла встреча виртуоза бартера и векселей с другим «изобретателем» волшебных бумажек – отцом ваучерной приватизации Анатолием Чубайсом, взявшимся реформировать РАО ЕЭС России. С его помощью Аветисян был в 1999 году избран в совет директоров ОАО «Самараэнерго» и в том же году стал гендиректором этой структуры, замкнув на себя всю энергетику региона.
Под его началом доля живых денег в оплате электроэнергии дошла до 100%, стартовав всего с 10%, а с 2001 года жесткий менеджмент Аветисяна испытали на себе и саратовские неплательщики, так как волею РАО ЕЭС была создана СМУЭК (Средневолжская межрегиональная управляющая энергетическая компания), которая стала управлять энергосистемами Самарской, Ульяновской, Саратовской областей и Республики Калмыкия. На гендиректорском посту он оставался до 2004 года, затем до 2008 года был членом правления и управляющим директором РАО «ЕЭС России», а после бартерный капиталист превратился в нанотехнолога, плавно переместившись в новый проект Чубайса – ГК «Роснано». Параллельно шла дружба с Сергеем Чемезовым: в 2008 году Аветисян возглавлял созданные «Ростехом» «Объединенные автомобилестроительные технологии» (ОАТ), в 2010 году стал советником главы ГК Ростех, в 2016 был избран членом совета директоров «АвтоВАЗа» – автогиганта, который давно находится в контуре «Ростеха».
Но основным партнером оставался Анатолий Чубайс, от которого страна так и не дождалась больших нанооткрытий. Влияние и репутация этого деятеля сильно потеряли в цене, а затем начали увядать отечественные бизнесы г-на Аветисяна.
В 2017 году он начал распродавать активы холдинга «Волгопромгаз», не уцелел и музей рок-н-ролла в Самаре, куда Аветисян передал часть своей крупнейшей в стране коллекции гитар. В 2018 была отозвана лицензия у подконтрольного бизнесмену Газбанка за недостаточную ликвидность и неадекватную оценку рисков. Акционеры срочно влили в капитал миллиард рублей, но даже это не помогло снять претензии регулятора. В том же году было начато конкурсное производство, размер активов кредитной организации на тот момент составлял 17,4 млрд рублей, размер обязательств – почти 22 млрд, в том числе вклады граждан и ИП – 18 млрд рублей.
По ходу деятельности конкурсного управляющего в лице АСВ выяснилось, что дыра в банке составила несколько миллиардов рублей, частично (на 4,6 млрд рублей) ее могли бы закрыть новые акционеры кредитного учреждения, в том числе, компания Gvr finance ag (Швейцария), в совокупности владевшие 50,64% в капитале. Однако потеря лицензии поставила крест на этих планах.
Еще в начале 2018-го было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц из руководства Газбанка, которых подозревали в злоупотреблении полномочиями (ч.1 ст.201 УК РФ). Также выяснилось, что высоколиквидные активы банка менялись на активы низкого качества посредством заключения с отдельными заемщиками из числа юрлиц соглашений об отступном, с принятием от них на баланс банка имущества, реальная стоимость которого несоразмерна с величиной фактических долговых обязательств. Тем самым гасилась крупная задолженность этих заемщиков. В ходе инвентаризации имущества Газбанка была обнаружена недостача на общую сумму более 352 млн рублей.
В 2019 году с уголовного фронта начали поступать известия: по версии ГУ МВД по Самарской области, с 2015 по 2018 год неустановленные топ-менеджеры банка вывели его активы на сумму порядка 7 млрд рублей. Впоследствии бывший председатель правления банка Михаил Липовецкий оказался на скамье подсудимых. Ему вменили выдачу семи технических кредитов с причинением 409 млн рублей ущерба и дали 1,5 года условно.
В апреле 2021 года бывший и. о. предправления Артем Маслов предстал перед Ленинским районным судом Самары. Маслов выдал трем физлицам 6 кредитов на общую сумму 572,2 млн рублей, понимая, что деньги эти не будут возвращены. Он признал свою вину и получил 2 года лишения свободы условно. Кроме того, есть еще и требование АСВ привлечь топ-менеджмент банка к солидарному возмещению убытков на сумму 770 млн рублей. В ходатайстве АСВ фигурируют 5 членов правления банка, включая Маслова и Липовецкого. В мае арбитраж Самарской области наложил обеспечительные меры на имущество и деньги фигурантов. Так под обеспечительные меры попали личные активы Михаила Липовецкого (включая землю и жилой дом) на 155,1 млн рублей; Владимира Семина (авто и гараж) на 1,4 млн рублей; Лилии Власовой (авто и доли в недвижимости) на 1,4 млн, Артема Маслова на 609,9 млн рублей (авто и квартира в Санкт-Петербурге), Виктора Левина на 5,2 млн рублей (авто, доля в недвижимости).
Справка «БВ». АО АКБ «Газбанк» основан Владимиром Аветисяном, бывшим депутатом Самарской губернской думы Олегом Дьяченко (умер в 2017 году) и депутатом той же думы Андреем Кисловым. По данным banki.ru, в списке акционеров организации присутствовали граждане Швейцарии Давид Гаон (9,93%), Доминик Бразье (7,08%) и Константин Антипин (6,12%), гражданин Австрии Миклас Барбара (9,61%), гражданин Великобритании Джеффри Лоуренс Шмидт (7,68%) и др. Банк «Солидарность» создан в Самаре в 1990 году. По данным banki.ru, организация находится в процессе повторной санации. На 1 апреля 2021 года объем нетто-активов банка составил 67,1 млрд рублей, объем собственных средств — 18,4 млрд рублей. За январь — март 2021 года кредитная организация демонстрирует прибыль в размере 162,9 млн рублей. Владельцы: Москва в лице департамента городского имущества города Москвы — 49,72%; «Солидарити Файнэнс Лимитед» — 10,94%; Дмитрий Калашников — 9,71%; АО «КБ «Солидарность» — 8,81%; Вячеслав Арбузов — 7,54%; Андрей Чесноков — 7,00%; Лыонг Фан Шон — 2,40%; миноритарии — 3,88%. Головной офис расположен в Самаре.