Генплан Сусанина: для Саратова, который вырос в пять раз, сырой документ станет такой же формальностью, как транспортная схема

Подзабытый уже скандальный сюжет с транспортной схемой, которую Саратов заказывал себе в 2018 году, похоже, снова проиграется пять лет спустя. Напомним, тогда мэрия заказала себе за 42 млн рублей документ, где хотела получить мультимодальную транспортную модель всех улиц и набор технических решений по развитию инфраструктуры на период до 2038 года. Причем разработать все нужно было в краткие сроки. Однако подрядчик (московская фирма ООО «Строй Инвест Проект») выдал за часть суммы столь экстравагантную концепцию развития с набором картинок, что кончилось все судебным разбирательством.
На этот раз администрация города рассчитывает получить генплан за три месяца и 19,6 млн рублей. Напомним, сейчас площадь Саратова - 2,29 млн кв. км, в него влились ряд муниципальных образований Саратовского района, поэтому теперь это гигантская территория с крайне разношерстным содержимым.
Новый генплан должен определить назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, для целей устойчивого развития, в том числе инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также учета интересов граждан и их объединений. Для достижения этих целей нужно решить девять задач: определить направления развития территорий, разработать прогноз численности населения, установить функциональные зоны и ограничения на использования, разработать проектные решения по развитию архитектурно-планировочной структуры муниципалитета, размещению объектов местного, регионального и федерального значения. Кроме того документ должен определить мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, улучшению экологии, а также скорректировать границы населенных пунктов Саратова для внесения в ЕГРН. Итог заказчик хочет видеть в том числе в виде карт, включающих границы Саратова, населенных пунктов, планируемые объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, автодороги, соцобъекты и площадки для сбора ТБО. Все эти нешуточные работы нужно успеть сделать за три месяца, разработка делается с прицелом на статус генерального плана городского округа, а не муниципального образования, каким сейчас является Саратов.
Что интересно, в техзадании ни слова о том, что рисовать карты будущего нужно с учетом Стратегии социально-экономического и транспортного развития саратовской агломерации. А ведь по логике, генплан городского округа должен стать составной частью этой стратегии!
 — Проект агломерации — это предтеча генпланов Саратова, Энгельса и других населенных пунктов. Это основа и стратегия, на которую должны все ориентироваться, - рассказывал «БВ» председатель областного союза архитекторов Владимир Вирич. - И делать генплан в отрыве от проекта агломерации нельзя. Сейчас как раз завершается сдача третьего этапа с выходом на четвертый этап, где как раз запланировано внесение изменений в законодательство, в том числе в проекты планировок. А если мэр сейчас просит сделать генплан — это профанация всего и вся! «БВ» уже писал в декабре 2021 года о заседании градозащитного совета с участием главы облправительства Романа Бусаргина, представителя ДОМ.РФ Антона Финогенова, главы Саратова Михаила Исаева и экспертов, где обсуждался 3-й этап разработки стратегии пространственного и социально-экономического развития Саратовской агломерации до 2030 года. Обсуждалось строительство в городе еще одного моста, что в корне изменит автомобильный каркас города, говорилось о том, что в агломерации складываются пять кластеров, обсуждались прогнозы, согласно которым к 2030 году темп роста валовой добавочной стоимости на этой территории составит 4%, к существующим инвестициям добавится еще 100 млрд рублей, а также 20 тыс. рабочих мест. Ряду территорий обещали кардинальный редевелопмент.
Но техздание к новому генплану Саратова не обязывает разработчиков учитывать все эти революционные истории! Хотя генплан это прежде всего документ территориального планирования, который определяет, как, каким образом и на каких основаниях должны использоваться территории поселения.
Не так давно мэр областного центра Михаил Исаев посулил новым саратовцам из Синеньких, Усть-Курдюма и прочих присоединенных сел совершенно новое качество жизни. Депутат Госдумы Ольга Алимова попыталась узнать у зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина, курирующего строительную отрасль, получат ли вчерашние сельчане хорошие дороги и как вообще федеральная казна собирается финансировать развитие дорожной и социальной инфраструктуры во втором по площади муниципальном образовании России. - - Мне пришел ответ, что правительственной комиссией по региональному развитию в РФ осенью 2021 года одобрен инфраструктурный бюджетный кредит на сумму 4 399 837 тыс. рублей для реализации инфраструктурного проекта «Комплексное развитие территории бывшего аэропорта Саратов «Центральный» в Кировском районе г. Саратова», - рассказала парламентарий. – Как это улучшит качество жизни обитателя Красного текстильщика, мне лично не понятно. Еще мне сообщили, что казна планирует профинансировать проектные работы на строительство южного обхода Саратова, а затем проработать сроки и источники финансирования уже и строительно-монтажных работ. Южный обход Саратова – это грандиозный проект, конечно, он очень повлияет на жизнь горожан, тут я не спорю. Ускоренную разработку генплана, как и саму идею вливания в Саратов все новых территорий депутат оценила скептически: - Когда к городам-миллионникам присоединяют все новые территории, это прежде всего бизнес, эти земли идут под многоэтажную застройку и девелоперы на этом круто зарабатывают. У наших саратовских слияний и поглощений та же логика, но наши не учитывают, что никакой крутой маржи не получат, потому что кому нужны будут квартиры низкого качества и даже не на выселках, а вообще в дали, без дорог, без школ и больниц? Покупательная способность в Саратове маленькая, какие бы зарплаты ни писали в отчетах, инвестпривлекательность территорий низкая. Поэтому ничего, кроме новых проблем и дополнительной нагрузки на бюджет из этой затеи не выйдет. А то, что собираются генплан за три месяца нарисовать, - я другого и не ожидала.