Казань не дает добро
Группа «Русагро» Вадима Мошковича банкротит ЗАО «Мадин» вместе с другими предприятиями «Солнечных продуктов». Во всех случаях процедура идет примерно по одному сценарию недружественного поглощения. «Мадин» - не производственный актив, компания при жизни занималась ценными бумагами. Но 8 лет назад от нее отсоединился «Агроинвест», успевший вырасти в успешного самостоятельного игрока аграрного рынка. Однако саратовский арбитраж и 12ААС, не принимая во внимание доводов «Агроинвеста», постановили отменить давнюю сделку, не имеющую ни малейшего отношения к стартовавшему в 2019 году банкротству ЗАО «Мадин». Но теперь, тщательно изучив позицию сторон, Арбитражный суд Поволжского округа отправил дело в первую инстанцию на новое рассмотрение. И это дает «Агроинвесту» хороший шанс сохранить бизнес. Главное теперь, разобраться, что успели натворить за три месяца в компании ставленники «Русагро».Судя по всему, успели они многое – и отнюдь не в позитивном смысле. Несмотря на ходатайство представителей «Агроинвеста» о наложении обеспечительных мер и запрете смены директора и учредителя до слушания дела в кассации, 12 ААС пошел на поводу «присоединителей». Еще не было опубликовано полное решение суда, как сторона «Русагро» заручилась поддержкой нотариуса и сменила в компании гендиректора – причем, безо всякого участия собственника. Обращение учредителя Андрея Хохлова в прокуратуру осталось без ответа, зато новый директор стал вовсю распоряжаться имуществом и деньгами «Агроинвеста».Как выяснил «БВ», назначенец Дмитрий Кочнев успел перевести предприятие из действующего в ликвидируемое, а сам из руководителя превратился в председателя ликвидационной комиссии. Соответствующая запись в ЕГРЮЛ появилась 21 октября. До того, 6 сентября, из учредителей исчез владелец компании Андрей Хохлов, агрофирма снова стала собственностью ЗАО «Мадин». Наконец, на портале «Федресурс» стали появляться уведомления о намерении обанкротить «Агроинвест», в т. ч. 22 сентября 2022 новым директором от имени «Агроинвеста» было подано уведомление о предстоящем самобанкротстве. Все эти решения теперь, видимо, предстоит оспаривать. Более того, у законных представителей «Агроинвеста» есть серьезные подозрения, что пока компанией распоряжалась ГК «Русагро», не платились ни зарплаты, ни налоги. По этому поводу готовится обращение в прокуратуру. Как ясно из всех этих манипуляций, «Русагро» планировала разобраться с «Агроинвестом» по старой, отработанной на других предприятиях «Солнечных продуктов», схеме. Сначала — заполучить под свой контроль, потом перестать платить по кредитам и объявить о ликвидации, а затем – уйти в банкротство. Собственно, процесс «освоения» преуспевающей агрофирмы «Русагро» начала с того же самого, с чего свое сотрудничество с «Солнечными продуктами» - со скупки долгов компании.
Скупить со всеми потрохами
Разница лишь в том, что если с «Солнечными продуктами» в 2018 году имелась хотя бы предварительная договоренность, которую «Русгаро», впрочем, так и не выполнил, то у «Агроинвеста» даже согласия никто не спрашивал. Просто 28 апреля 2022 года «Русагро» и Сбербанк подписали опционное соглашение об уступке прав. Согласно ему, «Русагро» как цессионераий принимает и оплачивает права требования банка к «Агроинвесту», вытекающие из кредитных договоров в сумме 559,8 млн рублей. При этом к цессионарию переходят в том числе договоры залога оборудования «Агроинвеста», договор ипотеки на земельные участки компании, как собственные, так и взятые в аренду, договоры залога ценных бумаг и договор залога доли владельца компании Андрея Хохлова в уставном капитале.То есть фактически, весь «Агроинвест» еще весной был подведен к той черте, когда любой следующий шаг мог отправить всю фирму в карман Вадима Мошковича, с землей и комбайнами. Под преуспевающее хозяйство подвели, по сути, огромную правовую мину и стали ждать, пока решение суда приведет ее в действие. Далее достаточно было бы заявить о ликвидации (что и было сделано в октябре), чтобы «Русагро» смогло потребовать возвращения всей суммы одномоментно – и одним налогоплательщиком в Саратовской области стало бы меньше.Между тем, опционное соглашение еще не означает состоявшуюся скупку долгов. Заплатить за права требования ГК «Русагро» собиралась только в случае, если решение суда по признанию недействительной сделки между «Агроинвестом» и ЗАО «Мадин» вступит в силу. Но теперь позиция окружного суда не дает этим планам реализоваться. Ну а пока предстоит разобраться, что же успела сделать за три месяца из преуспевающей компании за три месяца ГК «Русагро». Накопились ли у компании долги и если да, в каком количестве, что происходило в эти месяцы с зарплатами, налогами и, наконец, урожаем. Если вспомнить, как обстояли дела с предприятиями «Солпро», на которых группа «Русагро» набила руку, нетрудно предположить, как могли бы развиваться события. Это перевод рабочих на своих предприятия, зачастую, зарегистрированные в других регионах, и работа по давальческим схемам, когда интересант снимает все «сливки», не платя по кредитам. А затем – управляемое банкротство и скупка активов за копейки. Есть надежда, что реализовать такую схему с «Агроинвестом» уже не получится.
Справка «БВ». В прошлом году ООО «Агроинвест» выращивал подсолнечник на 17,2 тысячи га, больше 10 тысяч га было занято соей, 5,8 тысячи га — кукурузой, также выращивалась озимая и яровая пшеница твердых сортов. Значительная часть урожая шла на экспорт – в Турцию, Казахстан и другие страны. Выручка составила 1,9 млрд рублей, чистая прибыль – 799 млн. рублей, были уплачены более 78 млн рублей налогов и сборов. В компании трудились 227 человек со средней зарплатой 50,4 тысячи рублей. «Агроинвест» принимал активное участие в жизни региона — оказывал благотворительную помощь в строительстве инфекционной больницы в Саратове, финансовую поддержку в обустройстве домов для граждан незащищенных категорий.