Нет воды, но вы держитесь: «КВС-Саратов» устроил простой оборонному заводу. Гендиректор СЭЗ имени Орджоникидзе готовит обращение в минпром

Плановое отключение водоснабжения, предпринятое «КВС-Саратов» вчера, 24 марта, обеспечило простой и убытки стратегическому предприятию. ОАО «СЭЗ имени Орджоникидзе» понадобится несколько дней для того, чтобы вернуться к прежнему режиму работы. Гендиректор завода Дмитрий Ханенко намерен обратиться в минпром и добиться защиты промпредприятий от внезапных коммунальных локдаунов. Он сообщил «БВ», что предупреждение об отключении водоснабжения концессионер саратовских водопроводных сетей дал слишком поздно, всего за сутки до начала работ, телефонным звонком. При этом речь шла не об аварийных, а о плановых работах. В результате завод был вынужден объявить внеплановый выходной, распустить рабочих и приостановить производство. От действий коммунальщиков, отметил Дмитрий Ханенко, пострадали все промышленные предприятия, попавшие в зону отключения.
- Ситуация для нас вопиющая. Наше предприятие существует уже больше 100 лет. Никогда таких вещей не происходило! - с возмущением отметил Дмитрий Ханенко. - Аварию я еще могу понять. Но это же плановое отключение, проводились ремонтные работы. Людям даже в голову не пришло с нами посоветоваться, спросить. Если это плановая работа, почему нельзя было перенести ее на выходной день или на пятницу, провести ночные работы? Это было бы менее болезненно, чем посреди недели, в среду полная остановка предприятия. 
Остановка работы даже на один день, объяснил глава СЭЗ, означает нарушение нормального режима функционирования предприятия на целую неделю. Завод должен обеспечить консервацию производства, защитить себя в плане пожарной безопасности, принять ряд других мер. Теперь, когда воду дали снова, специалисты СЭЗ заняты повторным запуском предприятия. Ведь сразу подать воду во все системы нельзя, это приведет к протечкам. Три дня из текущей недели завод на этих необходимых мероприятиях уже потерял. В 2020 году, напомнил Дмитрий Ханенко, СЭЗ имени Орджоникидзе 2 месяца простоял из-за карантинных ограничений, сроки выполняемых обязательств были сдвинуты и сейчас заводу дорога каждая неделя, каждые сутки для того, чтобы восполнить этот пробел.
- У меня нет времени, чтобы позволить себе остановку предприятия среди недели! Мы выполняем гособоронзаказ, - подчеркнул гендиректор завода. - Даже если нам перестанут платить и все вокруг остановится, по условиям гособоронзаказа я свои обязательства должен выполнить. Когда прокуратура придет проверять, почему мы сорвали срок, я не смогу в качестве аргумента привести плановое отключение воды.
Тот факт, что СЭЗ имени Орджоникидзе — стратегическое производство, похоже концессионера сетей «Саратовводоканала» беспокоило мало. В отношениях с абонентами-юрлицами организация проявляет активность лишь в том случае, если кто-то из них ей не заплатил: «КВС-Саратов» постоянно выступает истцом в судебных спорах. Предупредить же добросовестного плательщика о готовящихся работах, похоже, никому не пришло в голову. Первое, что намерено сделать руководство СЭЗ — направить письмо в региональное министерство промышленности. Судиться с концессионером, по мнению Дмитрия Ханенко, дело почти безнадежное да и судом проблемы не решить. - Мне свои убытки нужно еще обосновать. Есть чем заняться, деньги надо зарабатывать, а не пытаться что-то взыскивать с нищего «КВС». Мы обратимся в правительство, чтобы таких случаев не допускалось впредь. Потому что это становится нормой - то свет выключат, то напряжение упадет, то переведут на другой тариф, то воду отключат. Ведь не только мое предприятие пострадало. И надзорные органы это тоже видели - пусть реагируют, - объяснил он.
Месяц назад на сетях «КВС-Саратов» произошла крупная авария, оставившая без воды половину города и спровоцировавшая проблемы на тепломагистралях «Т Плюс», что привело еще и к отключению отопления. Обе организации, выступающие концессионерами городских сетей, оказались под уголовным делом.
При этом, как отметил Дмитрий Ханенко, сама аварийная ситуация была предсказуема, ее можно и нужно было не допустить. А пока к концессионерам возникает много неприятных вопросов в части добросовестности их работы. - Я примерно представлял себе состояние этих объектов и понимал, как на сети влияет погода. Это настолько предсказуемая вещь, что даже дилетант понимает, к каким оно приведет последствиям, - заметил он. - Концессионер - это хозяйствующий субъект. В его управлении находится имущество. Нельзя варварски относиться к своим основным средствам производства. Такое ощущение, что оттуда выкачивают средства и живут одним днем, а когда все износится, просто бросят. Основной причиной подобных аварий и отключений глава завода имени Орджоникидзе считает человеческий фактор. Эффективно работать, уверен он, может любая организация, хоть ООО, хоть МУП, если там трудятся порядочные и компетентные специалисты. - Когда на места придут добросовестные люди, тогда жизнь у нас и наладится. А пока мы так и будем отключать воду и останавливать предприятия, которые платят налоги и создают рабочие места, - с сожалением заключил Дмитрий Ханенко.