Офшорные беженцы: владельцы саратовского логопарка "Лидер" уступили компании киприотам и американцам. В банкротстве всплыл корпоративный конфликт

Компании, ранее принадлежавшие основателям саратовского инновационного логопарка «Лидер», поменяли подданство. Теперь их собственниками значатся компании, зарегистрированные в Великобритании и на Кипре. При этом две компании из пула «Лидера», еще недавно заявлявшие крупный инвестпроект со складским комплексом, находятся в банкротстве и сейчас дошли до стадии наблюдения. ООО «Лидер» и ООО «Лидер-плюс» заявили о самобанкротстве в апреле 2021 года. Обязательства первой составляли на тот момент 205,5 млн, а второй - 260,2 млн рублей. Из материалов судебного разбирательства становится ясно, что процесс банкротства был сопряжен с корпоративным конфликтом. Так, в рамках банкротства «Лидера» соучредитель компании Николай Дювенжи, которому принадлежит 33%, оспорил в апелляции решение областного арбитража от 30 ноября прошлого года о введении процедуры наблюдения. Заявитель указал, что ему не было известно о намерении руководителя компании, им с 31 декабря 2020 года значится другой совладелец, Вачаган Гюрджян, обратиться в суд с заявлением о признании ООО банкротом. О судебных заседаниях Николай Дювенжи, по его словам, не извещался. Против удовлетворения его требований категорически возражал самый крупный кредитор компании - Сбербанк. Сейчас на рассмотрении суда в рамках банкротного дела находится его требование на 259,9 млн рублей. Разбирать его суд продолжит 21 февраля.
Но соучредителю компании отменять введенное наблюдение суд отказал, мотивируя это тем, что признаков банкротства у компании достаточно. Во-первых, заявленный при подаче иска долг в 205,5 млн - его обязательства компании перед строившими логопарк подрядчиками и собственно Сбербанком, который сейчас требует сумму еще большую. Кроме того, «Лидер» выступал поручителем по долгам перед Сбербанком компании «Фрегат-плюс». Накопились у должника также обязательства по налогам и сборам.
В ситуации с ООО «Лидер-Плюс» вся сумма долга компании в 260 млн рублей, с которой она объявила себя банкротом, это обязательства перед Сбербанком по нескольким кредитным линиям. Но процедура наблюдения, введенная в отношении этой компанией в декабре, никем из собственников не оспаривалась. Новые требования кредиторов к обеим фирмам продолжают поступать, тем временем несколько организаций, связанных с «Лидером» и «Лидер-Плюс» общими владельцами или партнерскими отношениями, в 2021 году внезапно сменили собственников. Перемены произошли с ООО «Лидер С», «Экспресс», «Фрегат-С», «Лидер-Строй» и «Фрегат-плюс». Все они в период с апреля по май 2021 года стали собственностью зарубежных компаний. «Лидер С» - старейший из семейства «Лидеров», оптовая фирма, торгующая сладостями с 2002 года, сейчас принадлежит компании Мувину корп ЛП, зарегистрированной в Великобритании. В мае из состава компании вышли все 3 прежних собственника - Александр Кедяров, Вачаган Гюрджян и Николай Дювенжи. В 2020 году данная компания получила выручку в 269,4 млн рублей, годом ранее результаты были значительно выше - 645,3 млн. С октября 2021 года «Лидер С» банкротит компания ООО «КрафтХайнц Восток» из Ленинградской области, выставившая счет на 4,4 млн рублей. «Фрегат-С», оптовая фирма, торговавшая табаком и продуктами, дистрибьютор компании «Нестле», в 2019 году стала собственностью ООО «Лаки Лэди», зарегистрированной в США. В том же году из состава фирмы вышли те же трое собственников - Кедяров, Гюрджян и Дювенжи. В августе прошлого года компания была ликвидирована.
Строитель саратовского логопарка, ООО «Лидер-Строй», с мая 2020 года перешел в распоряжение ООО «Клеапорт», новый учредитель тоже зарегистрирован в США. Прежним владельцем значился Гагик Гюрджян, он вышел из бизнеса в июне 2020 года. С июня прошлого года строительный актив Лидера банкротится по иску ООО «Торгово-монтажная компания «Олимп», процесс дошел до процедуры наблюдения.
Компания «Фрегат-плюс», еще один оптовик, торговавший сахаром, по чьим долгам выступал поручителем Лидер, с мая 2021 года принадлежит БНФ Холдинг ЛП из Великобритании. Учредитель компании Оразмурад Оманов из состава фирмы вышел. В феврале прошлого года компанию обещала обанкротить «Пензенская кондитерская фабрика». Компания «Экспресс», еще одна оптовая фирма, торгующая шоколадом и сахаром, в мае 2021 года стала собственностью Малота Энтерприсес ЛТД, зарегистрированной на Кипре. Прежние собственники в том же месяце из бизнеса вышли. Выручка компании в 2020 году составляла 238,4 млн рублей, но это тоже падение - в 2019 году она достигла 624,6 млн. В августе иск о банкротства «Экспресса» подала налоговая: обязательства компании перед государством превысили 1,2 млн рублей. Но уже в январе нынешнего года банкротный процесс прекратился - никакого имущества для его финансирования за компанией, еще недавно имевшей оборот на сотни млн рублей, не нашли. Ситуация в целом напоминает процесс банкротства ООО «Волгадорстрой», бывшей компании вольского дорожника Арарата Киракосяна. После смены владельцев на офшор она оказалась без имущества вообще, а за новым директором, Ишаном Николасом Костелло, в ЕГРЮЛ обнаружилось с десяток подобных компаний-призраков, ушедших в офшоры без имущества и средств.
Логопарк «Лидер» открылся в Саратове на Вольском тракте в 2019 году. На момент открытия он включал 7 тысяч кв.метров складских площадей А-класса с емкостью хранения свыше 100 тысяч тонн, станцию техобслуживания для грузовых машин и административный комплекс. Инвестиции в проект составили 353 млн рублей, всего же инвесторы хотели вложить в свой комплекс 0,5 млрд рублей и довести его до 21 тысячи кв.метров. Срок окупаемости проекта должен был составить 10 лет.