Почему Саратов не Милан: чтобы летом снизить температуру на 2 градуса, там посадят 3 млн деревьев

Традиционно жаркое саратовское лето и политика мэра-лесоруба Михаила Исаева заставляет всерьез задуматься об урбанистических решениях, нацеленных на охлаждение городов. Активно они применяются в странах Европы и США, частично — в некоторых городах России. Эксперт «БВ», архитектор Сергей Лазарев, считает, что Саратову подойдут далеко не все из них, а те, что будут работать — очень дороги.

Даешь зеленые крыши!

Саратовские общественники уже не раз били тревогу по поводу перегрева Саратова: благодаря уничтожению деревьев и тотальному асфальтированию любого клочка земли, находиться на открытом пространстве летом совершенно невыносимо. Как показали измерения, температура разных поверхностей может достигать 60 градусов жары, в тени оставшихся деревьев дела обстоят не лучше. По данным нелюбимой в Саратове КБ «Стрелка», кстати, способствовавшей увеличению плитки и асфальта в городе, один из главных зарубежных трендов в борьбе с жарой в городах - озеленение фасадов и крыш. Как показывают исследования, если общая площадь крон деревьев увеличится на 10 %, средняя дневная температура в городе снизится на 1-1,5 градуса. К советам специалистов прислушались в Вене, два года назад чиновники предложили местным жителям бесплатно озеленить фасады домов. Австралийский Мельбурн принял план, включающий создание зеленых крыш, частных садов и привлечение местных жителей к озеленению различных пространств. К 2040 году городской растительный покров должен увеличиться в два раза. Мэрия Сан-Франциско четыре года назад обязала на всех новых постройках покрывать крыши на 15-30% растениями или солнечными панелями. Аналогичные законы действуют во Франции, канадском Торонто и в Германии, где за верхним озеленением следят аж с 1970-х годов. Все рекорды бьет Сингапур, озаботившийся этой проблемой в 1967 году. Фокус на озеленение вылился не только в деревьях на улицах и создание парков, но и формирование вертикальных садов и зеленых крыш. Они сегодня занимают более 100 га, цель — удвоить эту цифру. И каждое новое здание в городе обязано иметь площадь озеленения, равную пятну застройки. Архитектор-генпланист Сергей Лазарев считает, что вертикальное озеленение — прекрасный вариант, но не для Саратова. С нашим климатом и зимами выбор растений довольно ограничен, а те, что возможны - например, девичий виноград, дают огромное количество побегов и мусора. Кроме того, он может стать убежищем для различной живности типа мышей, которые будут спокойно перемещаться по фасадам. А вот вариант администрации Милана, собирающейся к 2030 году высадить в городе три миллиона деревьев и снизить среднюю температуру на территории на два градуса, стоит взять на вооружение. Как и опыт Далласа, где озеленены маршруты, по которым дети ходят в школу.
- Деревья — это, конечно, самое главное. И на мой взгляд, это заблуждение, что они мешают на обочинах улиц или парковочным карманам. Под предлогом этого и в рамках программы благоустройства улиц, было вырублено много деревьев. Хотя есть решения, позволяющие сочетать и озеленение, и парковки. Тем более, что деревья требуют для себя определенного пространства, которое как раз можно использовать для стоянки авто, - убежден Лазарев.
По его мнению, в Саратове нужна «программа обратного действия», о которой он уже не раз говорил. - Во многом деревья в центре города противоречат нормативам размещения тех или иных коммуникаций, и поэтому новые посадки невозможны, - констатирует архитектор. С другой стороны, считает он, ничто не мешает посадить деревья там, где деревья уже росли, но затем были утрачены.
- Мы сделаем вид, что они здесь исконно существовали. И такой подход снимает противоречия, возникающие с владельцами инженерных сетей, - предлагает Сергей Лазарев. - Хотя, боюсь, во многих местах сейчас такие возможности утеряны.
Это действительно так: уже не редкость, когда на месте спиленного дерева не остается не только пенька или нового саженца — все закатывается в злополучный асфальт. Хотя сегодня уже даже Вячеслав Володин отругал Михаила Исаева за уничтожение деревьев на старой набережной, неоднократно упомянув, что в чиновничьем раже мэр рубит зелень и там, где не надо. Может, хоть критика сверху вразумит администрацию города? Хотя в асфальт закатывать город чиновники бросились также с подачи спикера ГД... По мнению архитектора, возможны другие варианты высадки деревьев, например - в пластиковых мешках, ограничивающих разрастание корней. Но городу это обойдется дороже.

Белый — наносить?

Авторы КБ «Стрелка» пишут, что одна из основных причин перегрева городов — использование быстро нагревающихся материалов, таких как асфальт, битум и бетон. В то время как правильные материалы способны охладить город на 2-5 градусов. К таковым относятся облегченные связующие компоненты в асфальте, пористый и резиновый бетон. Еще один вариант — использование светлой краски. Самый наглядный пример — индийской город Ахмадабад, где 3000 крыш покрасили смесью известняка и светоотражающего покрытия. В Нью-Йорке похожая инициатива коснулась почти 1 млн кв. м. кровли. Это дает возможность понизить ее температуру аж на 23 градуса. В Лос-Анджелесе на несколько улиц нанесли светло-серый герметик, что позволило снизить температуру дорожного покрытия на 10 градусов. Впрочем, эти цифры не предел: американские ученые разработали «самую белую на свете» краску, отражающую 98% солнечного света. Между тем Сергей Лазарев считает, что, как и с вертикальными фасадами, нанесение светоотражающей краски в Саратове невозможно.
- Никакие спецсоставы не выдержат таких температур, - отметил он, хотя и признал, что применение современных материалов светлого цвета может дать необходимый эффект.

Вода и фасады — как в Китае?

КБ «Стрелка» утверждает, что для охлаждения городов используют пруды, бассейны и фонтаны. В Саратове с этим пока не очень — далеко не все городские фонтаны работают, а пруды то и дело норовят сдать в концессию. В китайских городах на автобусных остановках устанавливают разбрызгиватели воды, создающие облако из капель температурой 5-7 градусов. Это позволяет снизить температуру в городе на 1,5 градусов, а совсем рядом с водоемами — и на все 10 градусов. В Саратове пока же пытаются вспомнить советский опыт с поливальными машинами, хотя та же «Стрелка» пишет, что это дает лишь краткосрочный эффект. Причина — все тот же тепловой остров в центре города, возникающий из-за «неправильных» строительных материалов, отсутствия водно-зеленого каркаса и связных природных территорий. Неактуальным для Саратова может быть и опыт ОАЭ, где в пустыне строится город Масдар, задуманный как оазис. Охлаждающий эффект планируется достичь благодаря близко расположенным зданиям с крышами под особым углом и ветряной башне в 45 метров. Она работает как воронка, направляя прохладный ветер на улицы города. В Саратове в силу точечной застройки и зачастую игнорирования розы ветров даже при комплексной застройке формируются практически непроветриваемые дворы-колодцы, воздух в которых нагревается очень сильно.