Прикормленные саратовским Фондом капремонта юристы обходятся в разы дороже штатных. Нужны ли они? Замглавы ОП идет к прокурору

В Саратовской области продолжается скандал с рассылками платежек от Фонда капремонта. Юристов со стороны для судов с неплательщиками организация нанимает давно и год от года они обходятся все дороже. Но нужны ли они вообще? Ответ на этот вопрос адресовали к прокуратуре Саратовской области. С начала года Фонд капремонта завел практику требовать с граждан кроме собственно взносов еще и оплату работы тех юристов, которых сама же наняла, чтобы через суд взыскивать долги с неплательщиков. К платежкам стали массово приписывать досудебные претензии, угрожая несогласным обращением в суд, после чего сумма убытков, которую на них де возложат, кратно возрастет. В феврале подобные «письма счастья» получили жители Балаково. О том, сколько Фонд капремонта тратит на юристов, «БВ» уже рассказывал. Тендеры на рассылку населению претензий занимают основное место в его закупках, уступая аукционам на собственно ремонт, ради которого с населения и собираются средства. Только в декабре прошлого года была объявлена новая серия тендеров на юридические услуги на общую сумму более 38 млн рублей. 
Как подчитала подробно изучившая ситуацию зампредседателя Общественной палаты Саратовской области Наталья Караман, свои юристы в штате могли бы существенно сэкономить бюджетные средства. Сама цель переноса таких услуг на аутсорсинг вызывает подозрения. Общественница выступила с открытым заявлением, которое просит считать обращением в правоохранительные органы.
Расходы Фонда капремонта на юристов растут год от года. Если в 2018 году они были чуть более 12 млн рублей, то в 2020 году общий объем тендеров на юридические услуги составил уже 56 млн. В нынешнем году фондом было объявлено 2 конкурса на общую сумму порядка 18 млн рублей, напрашивается вывод, что итоговая сумма расходов превысит прошлогоднюю. Арифметика проста: в 2018 году фонд тратил 12 млн рублей на то, чтобы сторонние юристы составили 32,5 тысячи заявлений, размышляет Наталья Караман. При этом, если бы фонд имел 10 юристов в штате, то при зарплате 25 тысяч рублей в месяц общий фонд оплаты труда со всеми отчислениями составил бы чуть больше 4 млн. Даже если добавить к этому расходы на оргтехнику и другие подобные нужды, итоговая сумма все равно оказывается меньшей, чем объемы расходов на тендеры. Так нужны ли фонду "варяги" для претензионной работы?
- При этом, если объем из 32500 заявлений разделить на работу 10 штатных юристов, то получится, что каждому из них надо было бы составить по 3250 заявлений в год, или 271 заявление в месяц, или 13 заявлений в день, или 1,5 заявления в час. Разве не очевидно простой выгоды в эффективности и целесообразности расходов Фонда на оплату взыскания долгов в приказном порядке, если в штате будут свои юристы? Экономия народных денег могла бы составить почти 8 млн рублей, - констатирует Наталья Караман и задает резонный вопрос: кому может быть выгодно привлечение юристов со стороны на таких условиях? 
Интересно, что основным исполнителем подобных заказов от Фонда капремонта была и остается одна и та же компания - ООО «Комплексные бизнес решения» (КБР). С 2017 года она является практически единственным участником закупок, объявлявшихся организацией. Со 2 октября 2017 по 30 января нынешнего года она успела заключить с ним 16 контрактов на общую сумму более 180 млн рублей. Каким образом определяется размер убытков, которые с них хотят взыскать, плательщикам никто не разъясняет. Юристов фонд привлекает к работе не первый год, но до сих пор в счет населению их услуги не вписывал. В особенно сложном положении оказались получатели субсидий за коммунальные услуги, сроки внесения платежей за капремонт ограничены 10 числом каждого месяца, задолженность оставит граждан без субсидий. Между тем, погасить затраты на юристов, по информации Натальи Караман, требуют в том числе от добросовестных плательщиков. Оценку подобной деятельности фонда, считает общественница, может дать только прокуратура.
Выяснить, каким образом образовался долг, гражданам в настоящее время действительно очень сложно. Фонд капремонта фактически прекратил работу с населением еще в марте прошлого года, после объявления карантина, и кажется, такой график работы его полностью устраивает.
Взыскание с граждан долгов юристы-аутсорсеры поставили на поток, они сразу идут с такими делами к мировому судье, а граждане узнают, что с них взыскали сумму, которая может оказаться уже давно уплаченной, самыми последними. Переплату же, с учетом того, что фонд практически устранился от контактов с населением, вернуть практически невозможно. Между тем сам фонд настаивает на своей полной невиновности и уверяет, что имеет полное право выставлять гражданам подобные счета. - Досудебные претензии касаются только тех собственников, которые когда-либо систематически нарушали платежную дисциплину по оплате взносов на капитальный ремонт и в отношении которых фонд был вынужден обращаться в суд с заявлениями на выдачу судебного приказа для принудительного взыскания таких платежей, - говорится в официальном заявлении нынешнего председателя фонда Веры Прохоровой. Указанный в претензии размер расходов, по ее словам, «соответствует количеству поданных заявлений на выдачу судебных приказов и количеству вынесенных судебных приказов». Также фонд предлагает всем, кто считает претензии выставленными неправомерно или имеет еще какие-либо вопросы, записаться на прием через сервис Электронная приемная на своем сайте и обещает, что в марте все его 3 офиса будут работать и по субботам.
Беда лишь в том, что офисов этих по одному на город - в Саратове, Балаково и Энгельсе. Раньше их было больше, но большую часть саратовских подразделений фонд закрыл. Так что надеяться на скорое разрешение вопросов не приходится. Одного офиса на сотни возмущенных саратовцев, многие из которых весь карантин не могли решить вопросы с платежами, будет явно маловато.
Ранее с аналогичным комментарием выступил саратовский минстрой, который без особого удивления заявил, что если фонд потратился на судебные приказы, то должники по взносам обязаны их возместить. Ничего незаконного в подобной практике областное министерство не увидело.
Справка «БВ». ООО «Комплексные бизнес решения» существует в Саратове с 2010 года, изначально компания называлась ООО «Феникс-С». За время своей работы она несколько меняла руководителей и однажды - собственника. С 2019 года Алексея Кузнецова сменила Ольга Ремнева. Выручка организации растет год от года. На начало сотрудничества с Фондом капремонта, в 2017 году, она составляла 33,6 млн рублей, на 2019 год - 64 млн.