Пролетим на 6 миллиардов: кредиторы порвут в клочья планы ГК «Русагро» и Вадима Мошковича в Саратовской области?

Соглашение о намерениях, которое подписали в декабре 2019 года глава областного правительства Александр Стрелюхин и директор ООО ГК «Русагро» Максим Басов, может так и остаться на бумаге. Банкротство Аткарского МЭЗа движется совсем не так, как расписано в сценарии Вадима Мошковича. Напомним, речь идет о 6-миллиардных вложениях ГК «Русагро» в расширение и реконструкцию производственных мощностей обособленных подразделений компании ЗАО «Самараагропромпереработка» под названием «Аткарск» (маслоэкстракционный завод), «Балаково» (маслоэкстракционный завод) и «Саратов» (ОАО «Жировой Комбинат»). Львиная доля от вложений (4-5 млрд рублей) предназначалась ОП «Аткарск», где обещаны 2 новых завода — по производству высокотехнологичных фритюрных смесей на 60 тыс. тонн и по выпуску майонеза мощностью 80 тыс.тонн. На второй завод планировался перенос производства из Москвы. Также было намечено удвоение на Аткарском МЭЗ мощностей рафинации со 120 до 240 тыс. тонн в год, резко - с 45 до 115 тыс. тонн - должны были расшириться элеваторы по приемке и хранению семян подсолнечника, переработка же семечки должна была вырасти до 1740 тонн в сутки.
Один из новых заводов в Аткарске создатель и бенефициар «Русагро» Вадим Мошкович на церемонии в облправительстве позиционировал как крупнейшее в Европе, а то и в мире, производство соусов.
По иронии судьбы, едва успел холдинг подписать эпохальное соглашение с правительством региона, как банкротные дела, инициированные «Русагро», начали сыпаться в судах. В числе прочих, 21 января 12 ААС отказался признать обоснованными требования «Русагро» как кредитора к Аткарскому МЭЗ. Суд признал аффилированность должника и кредитора и заключил, что оба заранее условились о том, как будет проходить банкротный процесс. Конечно, благодаря кассации ГК «Русагро» вернулась в реестр, но главенства в этом банкротстве группе Мошковича не видать. Во-первых, у предприятия есть очень серьезный кредитор – Балтинвестбанк с объемом претензий в 1,7 млрд рублей. Во-вторых, в дело вступил еще один грозный соперник - ООО «ВТБ Факторинг», а это подразделение федерального тяжеловеса, системообразующего банка. И претензии у него на сумму 789,3 млн рублей, тогда как за «Русагро» - только 608 миллионов. И с этой-то суммой холдинг вознамерился по-быстрому, всего за 5 месяцев обанкротить завод по упрощенной процедуре как ликвидируемого должника.
Войдя в реестр, «ВТБ-Факторинг» начал активно вытаскивать на свет скользкие подробности отношений Аткарского МЭЗ и «Русагро». Так, на собрании кредиторов 14 июля, которое состоялось по инициативе этой компании, были приняты решения предоставить кредиторам договоры между должником и ЗАО «Самараагропромпереработка», а также ознакомить с договором займа со всеми допсоглашениями между должником и ООО «ГК «Русагро».
Эта линия была продолжена в августе, и буквально вчера, 1 сентября, на ЕФРСБ были опубликованы итоги очередного инициированного собрания, где было решено обязать конкурсного управляющего представить кредиторам документы ряда цессий между должником и ООО «Группа компаний «Русагро». Но, как мы думаем, куда важнее для холдинга Мошковича еще одно решение: Положение о реализации имущества должника утверждено в редакции, предложенной все тем же «ВТБ-Факторингом». Что это за редакция, пока неизвестно, инвентаризация имущества завода завершилась в ноябре 2019-го, однако протокола собрания кредиторов, на котором были бы утверждены ее итоги, обнаружить не удалось.
Вряд ли редакция, предложенная этим кредитором, сулит «Русагро» хоть что-то хорошее. С другой стороны, «Русагро» - залоговый кредитор (пока что) и у него есть все права на мощности и площади аткарского предприятия. Видимо, поэтому «ВТБ-Факторинг» так рвется выяснить все нюансы договоров между холдингом и МЭЗ.
При этом протокол собрания от 26 августа наглядно показывает, что качать права группе Мошковича в этом банкротстве просто бессмысленно. За «Капитал-Факторингом» (объем требований более 1,2 млрд руб) в реестре кредиторов 26% голосов, за «ВТБ-Факторингом» - 16,8%, за Балтинвестбанком (свыше 1,6 млрд) – почти 35%. Итого без малого 80 процентов! Вместе эти кредиторы проломят любое решение, поставят своего управляющего и заблокируют любые планы «Русагро». А ведь Мошкович уже перемещает в Аткарск оборудование с закрывшегося московского «жирка». Перевоз бэушных линий почему-то именуется модернизацией, но это уже частности, а главное то, что судьбу Аткарского МЭЗ решать будет не только «Русагро», будь он хоть трижды залоговым кредитором. Каким будет исход назревающей битвы титанов, пока непонятно. Может быть, холдингу придется раскошелиться на пару-тройку миллиардов, чтобы удовлетворить кредиторов–тяжеловесов, а может быть, Мошкович вообще откажется от своих наполеоновских планов и не будет строить завод, который переплюнет Европу? В таком случае, плакали надежды саратовских чиновников на инвестиции в 6 миллиардов, на налоги в облбюджет в сумме 500 миллионов, на 350 новых рабочих мест. Холдинг традиционно со СМИ не общается, так может быть, хоть региональные власти что-то скажут о наших шансах дождаться великих финансово-майонезных потоков?
Справка «БВ». «Русагро» — крупнейший вертикальный агрохолдинг России. Основные активы расположены в Белгородской, Тамбовской, Свердловской, Воронежской, Самарской, Курской и Орловской областях, а также в Приморском крае. Земельный банк Группы – более 665 тыс. га, количество сотрудников - более 14 тыс. человек. Конкурсное производство в АО «Аткарский маслоэкстракционный завод» открылось в августе 2019-го, признанные судом требования кредиторов составили свыше 4,6 млрд рублей.