Разоряются или уходят на пенсию: число фермерских хозяйств в Саратовской области всего за 5 лет сократилось на четверть

Эти данные опубликовал Саратовстат по итогам прошлогодней сельскохозяйственной переписи. В переписи приняли участие более 2,5 тысяч фермерских хозяйств и около 350 индивидуальных предпринимателей, а базой для сравнения стали данные предыдущего мероприятия Росстата, которое имело место пять лет назад. Председатель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Возрождение» Александр Кожин считает, что дело в возрасте участников фермерского движения и в процессах укрупнения, которые идут в сельской экономике: -  Фермеры уходят на пенсию, их КФХ перестают существовать, либо же небольшие хозяйства вливаются в более крупные, потому что так эффективнее. При этом число КФХ и ИП может становиться меньше, а их удельный вес в агроэкономике не снижается. По зерновой группе за КФХ и ИП по-прежнему порядка 50% валового сбора и примерно половина обрабатываемой земли. Однако фермерство как явление до сих пор вызывает споры. Собеседник «БВ», пожелавший остаться неизвестным, считает, что курс на дробление крупных хозяйств, выделение одиночек и фермеризацию в конечном итоге оказался экономически неэффективным: - Когда только был взят курс на создание фермерских хозяйств, для меня было ясно, что фермер это такой мини-директор, который должен в своей сфере все знать и уметь, но на деле громче всех ратовали за самостоятельность, массово выходили из крупных предприятий далеко не лучшие работники. Они получали по 300 га земли, какую-то технику, и что же? Технику пропивали, паи забрасывали, скотину резали, потому что раньше им совхоз как работникам поставлял корма, а теперь они же в свободном плаванье. В итоге фермеры бросали землю, хотя государство давало им немалые льготы, а предприятия, из которых они все вытащили, слабели и разорялись. На середину 90-х в регионе было зарегистрировано более 20 тысяч КФХ, и власть не знала, что с этой ордой делать. Но ведь были и другие примеры: лидер регионального фермерского движения Вячеслав Телегин (впоследствии возглавлял федеральный Совет АККОР) и примкнувшие к нему КФХ создали первую в регионе Ассоциацию, и она стала реальной силой. Ассоциация «Возрождение» сумела разрушить монополию на вывоз зерна из региона, установленную при тогдашнем губернаторе Дмитрии Аяцкове и его фаворите Романе Пипия. Препятствия чинились на всех уровнях, от районных властей и силовиков до невозможности вывезти зерно по железной дороге, чтобы исполнить контракты, заключенные с санкт-петербургской биржей. Но в итоге фермеры сумели реализовать урожай по реальным рыночным ценам, а не по навязанным близкими к власти бизнесменами. Жизнь показала, что объединенные ярким лидером массы мелких хозяев способны к самоорганизации: у того же Телегина и его соратников действовали кооперативы, которые отвечали за соцсферу сел, в которых базировались. По этому же пути шли и противники фермерского движения:
 - Я вернулся в свой район и вместе с единомышленниками мы создали районную ассоциацию, в которую вошло 187 КФХ, официально созданных, с уставами, печатями, потому что по одиночке выжить было невозможно, - рассказал «БВ» собеседник на условиях анонимности. – И в уставе нашей ассоциации было записано, что 15% дохода будет отдано на социалку – дороги, школы и ФАПы в наших селах. Вот кто сумел создать такие объединения, те выжили. А там, где друг другу кричали в лицо, что ты мой доход положишь в карман, там в итоге получились руины и брошенная пашня. Конечно, фермерство сегодня – это серьезный сектор, но я считаю, что крупные хозяйства устойчивее и эффективнее, а еще они более выгодны для государства. Нужно посмотреть, сколько налогов платится с гектара в крупном сельхозпредприятии, и задать вопрос некоторым фермерам, как они с гектара умудряются платить 200 рублей налогов. А все остальное у них что – схемы и муть?
Но при этом нельзя молчать и о том, что правовая уязвимость небольших хозяйств велика, КФХ становятся разменной монетой в местечковых играх, терпят бедствие в политических бурях и при перепадах цен на рынке. В то же время никто не станет отрицать, что саратовское фермерство вносит реальный вклад и в продовольственную безопасность страны, и в занятость, и в обеспеченность селян. Так, по данным Саратовстата фермерами было засеяно 2 миллиона гектаров или почти 50% от общей посевной площади Саратовской области. В основном, в фермерских хозяйствах выращиваются зерновые культуры и подсолнечник. На фоне снижения числа КФХ средний размер хозяйств увеличился на 30% и составил чуть более 1 тысячи гектаров. В сфере животноводства выбор чаще всего падает на разведение крупного рогатого скота: поголовье этих животных за 5 лет в среднем на одно хозяйство увеличилось почти на 30%, а вот поголовье свиней и птицы снизилось почти на 40% и 30% соответственно.