Тендеров успели провести два, по заводу в Горном и аналогичному объекту на базе полигона «Щучье» в Курганской области. Объявили их в середине октября и провели в течение месяца. Основным требованием к подрядчикам было наличие лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.Заказчиком работ выступило Федеральный экологический оператор, ФЭО, бывшее ФГУП «РосРАО», структура «Росатома», сменившая имя ради более позитивного имиджа. При колоссальной сумме тендеров - 8,5 млрд рублей для Горного и 9,1 млрд - для Щучьего, документация к ним дана весьма скупо. В открытом доступе есть только извещение о проведении торгов, соглашение о передаче полномочий госзаказчика между «Росатомом» и ФЭО и допсоглашение между ними же, увеличивающее размер бюджетных инвестиций до 8,9 млрд рублей. Любопытно, что в документах присутствует явное несоответствие. Общий размер бюджетных инвестиций в первоначальном соглашении по Горному составляет, согласно пункту 2.1 документа, 1,7 млрд рублей. В допсоглашении эта сумма почему-то равняется 3,6 млрд и именно ее поднимают до 8,9. Впрочем, первое соглашение подписывалось еще в 2019 году, с «РосРАО», которое с тех пор успело сменить название.
«Росатом» в данном соглашении выступает получателем средств из федерального бюджета и передает их ФЭО, а данная структура в свою очередь берет на себя полномочия заказчика по заключению госконтрактов на строительство завода в Горном. Финансирование, согласно этому документу, поступает уже с 2019 года и будет поступать до конца 2023-го. В этом году ФЭО должно было получить самую крупную сумму на работы по Горному - 4,7 млрд рублей. В 2022 году ожидаются еще 2,8 млрд и 1,1 млрд рублей в 2023 году.Сам завод должен быть построен и введен в эксплуатацию к 15 декабря 2023 года. Подрядчика (или подрядчиков) нашли, заявки должны были рассмотреть еще 17 ноября, но имена победителей не раскрываются. В связи с секретностью работ, на стройплощадках не должно быть иностранных рабочих и зарубежной продукции, за исключением продукции государств-членов ЕЭС и работников из этих же стран. Все остальное «Росатом» и ФЭО скрыли как гостайну, неизвестны ни объемы и виды отходов, которые завод сможет принимать, ни методики, по которым он их будет перерабатывать. Минимум подробностей по поводу строительства заводов по переработке отходов всплыло только в беседе куратора направления «Росатома» по данному вопросу Андрея Лебедева с «Коммерсантом».
Заводов подобных предприятию в Горном, напоминаем должно появиться 4 — в Саратовской области, в Кургане («Щучье»), также сменить профиль должны были ранее ликвидировавшие химоружие полигоны «Марадыковский» в Кировской области и «Камбарка» в Удмуртии. Обойдется строительство всех объектов, как пояснил Лебедев, в 48 млрд рублей. Затраты выросли вчетверо в сравнении с заявленными первоначально, похоже, это и стало причиной заключения дополнительных соглашений. Причина, по словам Лебедева - в конъюнктуре рынка, росте цен на стройматериалы, особенно на металл. На документацию по заводам ушло три года.В процессе обсуждения строительства заводов экологов прежде всего волновал вопрос, каким способом отходы будут обезвреживать и насколько этот процесс безопасен сам по себе. По объяснениям Андрея Лебедева выходит, что вариантов три - высокотемпературное обезвреживание с получением в итоге инертного материала для дорожных работ, некие физико-химические методы для работы с кислотами, щелочами и неорганическими отходами и демеркуризация для переработки ртутных ламп и тому подобного. Что за методы будут применяться для неорганики, представитель «Росатома» опять же не пояснил, сообщив только, что на выходе из нее будут извлекать металлы и другие материалы с возможностью повторного использования. Строительство комплекса в Горном, сообщил Лебедев, должно начаться уже в нынешнем году. Заметим, что интервью в «Коммерсанте» вышло 20 декабря, то есть рабочие выходят на площадку в Горном зимой буквально за несколько дней до конца года. Начать решено с Горного и Щучьего, поскольку на заводы в Кировской области и Удмуртии пока не нашли финансирования. «Прорабатываем вопрос совместно с Минприроды. Решения должны быть приняты правительством РФ», - пояснил чиновник.
Впрочем, в беседе с представителем «Росатома» вскрылось и еще кое-что: протестная активность населения, которому предлагают соседство с опасным производством, все-таки играет свою роль. Так, завод по переработке литий-ионных батарей мощностью 50 тысяч тонн изначально хотели строить в Калужской области, но после перенесли в Нижегородскую, в Дзержинск, объявив регион пилотным по стратегии развития электротранспорта.Завод в Калужской области, его хотели строить в Воротынске, вызвал негативную реакцию не только у населения региона, но и у его руководства. - Лично я против того, чтобы утилизировать отходы I класса опасности, - заявил губернатор Владислав Шапша. Главу области возмутило, что в проекте завода фигурирует именно данный класс, хотя специализация самого комплекса такой переработки не предполагает. - За размытыми формулировками может быть что угодно, поэтому люди совершенно справедливо сомневаются, - цитировала Шапшу "Комсомольская правда". Скандал начал набирать обороты и в итоге в сентябре этого года "Росатом" от идеи перерабатывать в Воротынске батарейки отказался полностью и стал искать альтернативную площадку.