«Россия» в огне: пожар в историческом здании в центре Саратова не оставляет ему шансов на восстановление
Здание гостиницы было признано аварийным еще в 1998 году. В 2001 году оно было передано ЗАО НПФ «Авангард-Ф» экс-депутата гордумы Александра Фролова (ликвидировано в 2004 году) для реконструкции при условии отселения всех жильцов.
Расселение финансировала не только эта организация, к ней примкнули еще несколько компаний и около 90 физических лиц. Здание буквально рассыпалось на глазах, жильцы обращались со своей бедой во все инстанции. Как сообщил тогда «БВ» г-н Фролов, все они были расселены в нормальные квартиры в центре города, при этом цена квадратного метра приобретаемых для расселения квартир достигала 60 тыс. рублей.
В 2007 году договор о реконструкции «России» с ЗАО «Авангард-Ф» был расторгнут по протесту горпрокуратуры. И принадлежавшее городу здание было продано по частям. В конце 2010 года вполне удачно было реализовано 636,2 кв. метра. Аукцион выиграло ООО «Волгаторг» (учредитель — Леонид Миньков, аренда и управление недвижимостью выручка 0), заплатившее 20,9 млн рублей.
Через год супер-выгодную покупку совершило ООО «Супермаркет «Гулливер» (розничная торговля, Аркадий Григорян, выручка 0 рублей). Ему посчастливилось купить без малого пять тыс. кв. метров за 19,5 млн рублей. Это ООО и стало обладателем львиной доли «России». Ну а общая стоимость сделки оказалась как минимум в четыре раза ниже той, что намеревались городские власти выручить первоначально.
В июле 2013 года замглавы горадминистрации Александр Буренин сообщил, что в комитете по строительству и архитектуре находится согласованный эскизный проект по перепланировке, переустройству и приспособлению нежилых помещений подвала и первого этажа для современного использования здания. Однако в техзаключении к данному проекту говорится о том, что помещения подвала и первого этажа являются пригодными исключительно для временного пользования.
Собственнику, у которого имеется «охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры», рекомендовано выполнить консервацию верхних этажей (со второго по четвертый), чтобы обеспечить температурный режим для сохранения строительных конструкций, а также провести другие работы.
Тогда же в эфире «Эхо Москвы в Саратове» о судьбе здания рассуждали завкафедрой архитектуры СГТУ Сергей Дядченко и глава ГК «Лепта» Яков Стрельцин. По их мнению, гостиницу было проще снести и затем восстановить заново, благо современные технологии, включающие 3D-сканеры и принтеры это позволят.
Дальнейших попыток восстановить здание не предпринималось. Последующие годы оно тихо разрушалось, было огорожено и завешено баннером. Зимой 2020 года была предпринята попытка продать 1,4 тысячи кв. метров на 2-3 этажах, которые ранее занимал ресторан. Недвижимость выставлялась по цене 16,6 млн рублей, торг назывался уместным.
Продавцом выступала петербургская компания ООО «Русский финансовый клуб» (аукционный брокер). Она же предлагала за 3 млн рублей еще одно помещение на верхних этажах гостиницы, площадью 272,9 кв. метра. Об итогах торгов не сообщалось.
В сентябре этого года администрация Фрунзенского района сообщила, что специализированной организацией ООО АПП РаРитет на основании выданного комитетом по архитектуре разрешения проведены первоочередные противоаварийные работы по восстановлению простенков и усилению аварийного участка здания ОКН гостиницы «Россия». Чиновники подчеркнули, что «в дальнейшем собственником здания планируется проведение ремонтно-реставрационных работ и приведение объекта в надлежащее состояние».
Справка "БВ". У построенного в середине 19 века здания было немало хозяев. В 1867 году его приобрели братья Гудковы и открыли в нём гостиницу. В 1889 году владельцем его стал богатый саратовский купец И.И. Зейферт, который сразу же вложил немалые средства в переустройство дома. По проекту архитектора Франца Шустера надстроили третий этаж, устроили башенку с флюгером над угловой частью здания и оборудовали навес — балкон над тротуаром, прилегающим к дому. А в 1902 году новым владельцем был надстроен четвёртый этаж, причём общий облик здания был бережно сохранён, — просто оно стало более внушительным. В годы Великой Отечественной войны в нем квартировали преподаватели Ленинградского университета, эвакуированного в Саратов.

