За субсидии минстроя саратовский Фонд капремонта отчитывался "чужими" исками. Общая сумма нарушений - 316 млн рублей

Фонд капремонта Саратовской области не меняет коней не переправе: очередной контракт с юристами на аутсорсинге был подписан 17 марта. При этом число выписанных судебных исков — один из контрольных показателей фонда, за выполнение которых он получает бюджетные средства.сло выписанных судебных исков — один из контрольных показателей фонда, за выполнение которых он получает бюджетные средства. Исполнителем нового контракта, как и в предыдущие годы остается все то же ООО «Комплексные бизнес решения». Между тем, участвовавшее в конкурсе ООО «Юридическое агентство «Аба» предлагало исполнить ту же работу за 7,7 млн рублей против 10,5 млн у КБР. Этот участник, заметим, единственный, кто вместе с КБА дошел до финала, всего же на право заключить контракт претендовало 6 компаний, в том числе Центр правовых и финансовых решений «Прецедент», ООО «Форсайт», ООО «Консалтинг и аутсорсинг», «Юридическое партнерство «БИК». Однако контракт ожидаемо был подписан с уже "прикормленной" юрфирмой Интерес представляет то, как сформулирован объект закупки. Дословно в документации указано, что требуется «оказание юридических услуг (услуг по подготовке исковых заявлений на взыскание задолженности по взносам на капитальный ремонт, расходов (убытков), связанных с необходимостью обращения в судебные органы». То есть Фонд по-прежнему желает считать свои траты на юристов убытками, обосновывая право требовать с граждан их возмещения. Конфликт вокруг выставляемых жителям Саратовской области досудебных претензий вспыхнул в начале года и только набирает обороты. Общественники ждут ответа не только от руководства Саратовской области и местных правоохранителей, но и от Генпрокуратуры РФ. Между тем, материалы областной Счетной палаты говорят о том, что расходы Фонда на юридические услуги не первый год вызывают претензии. Но почему-то до сих пор это проходило мимо внимания надзорных органов.
Так, согласно отчету о деятельности СП за 2018 год, в период с 2016 и по первый квартал 2018 года в деятельности Фонда были установлены нарушения на общую сумму 316,6 млн рублей. В том числе Фонд, как заключили ревизоры, неэффективно использовал средства выделенной ему из областной казны субсидии в размере 20,6 млн. Услуги на распечатку и доставку гражданам платежек на сумму 9,4 млн рублей оказались завышенными. Договор, как установили ревизоры, заключался неконкурентным способом. И, несмотря на то, что целевых показателей Фонд так и не выполнил, это не помешало ему выписать своим работникам премию на 1 млн рублей.
Также ревизоры Счетной палаты выявили необоснованное установление Фондом ограничений для малого бизнеса при проведении закупки и завышение объема услуг по контрактам с юристами на сумму 54,6 млн рублей. Более того, за организацией обнаружилось и искажение данных бухгалтерского баланса за 2017 год, нарушения потянули на 234,3 млн рублей. Гендиректор Фонда, на тот момент скорее всего уже Вера Прохорова, заступившая на должность в конце 2018 года, получила предписание, а данные о нарушениях ушли в Саратовское УФАС. Но этим дело и ограничилось. В 2019 году СП проверок Фонда капремонта не проводила, отчет за 2020 год пока в открытом доступе не опубликован. Но ранее Счетная палата уже заявила, что если бы Фонд справлялся с задачей сам, не привлекая к этому юридические фирмы, это позволило бы экономить по 35 млн рублей бюджетных средств ежегодно. Замглавы Общественной палаты региона Наталья Караман, направлявшая обращения по поводу ситуации с Фондом в облдуму и правоохранительные органы, со ссылкой на председателя Счетной палаты Сергея Харченко сообщила «БВ», что данные проверки СП разослала во все инстанции, сам отчет был опубликован, в том числе в СМИ. В правительство области информация направлялась на имя Александра Стрелюхина, с лета 2019 года ставшего вице-губернатором. Средства Фонду капремонта выделял минстрой, в форме субсидий. Порядок их получения регулирует постановление правительства области №351-П, в котором прописаны определение объема и порядок перечисления средств именно на нужды этой организации, напомнила Наталья Караман. Целевое назначение субсидий - обеспечение уставной деятельности фонда, оплата труда работников, содержание помещений, услуги связи и покупка расходных материалов. Объем выделяемых средств утверждает минстрой. Причем показателей о достижении результатов предоставления субсидий несколько, и в их числе - количество поданных заявлений на выдачу судебных приказов.
То есть, Фонд отчитывается за субсидии в том числе поданными к населению судебными исками, но работу эту делают не его сотрудники, которым, согласно выкладкам СП, выплачивались щедрые премиальные, а привлеченные юристы на аутсорсинге. Не напоминает ли эта ситуация историю с субсидиями на перевозку льготников от минсоцразвития, которыми так широко пользовался «Автокомбинат-2» Андрея Беликова, пока перевозчики-ИП возили его пассажиров?
- Минстрой осуществляет контроль за целевым использованием субсидий. К компетенции правления фонда принимается решение об одобрении сделок организации. За деятельностью Фонда и использованием его средств ведет надзор попечительский совет. А куда он смотрит? Получается, у семи нянек дитя без глаза? - задается вопросами Наталья Караман. - И почему никто у нас в отношении проверки, проведенной Счетной палатой, не встрепенулся и никаких мер не принял?