Саратовский обларбитраж расписал, как Мясников и Грищенко больницу СПЗ себе в карман выводили

Стали известны подробности перехода бывшей больницы Саратовского подшипникового завода в руки компаний, близких к семье экс-мэра города Олега Грищенко. В только что опубликованной мотивировочной части решения обларбитража изложена весьма запутанная судьба актива, возвращенного теперь государству. Как выяснилось, больничные корпуса не только сдавались медикам в аренду, но и частично даже были проданы муниципалитету. Решение суда было оглашено 21 марта. Но его полный текст появился на сайте арбитража лишь 26 числа. Иск в интересах ТУ Росимущество подавался первым заместителем прокурора области. Ответчик был коллективный: получающие выгоду со сдачи больницы в аренду  компании «Геатон», «Деметра», «Крокус» и «Мираж», а также МУП «Саргоркапстройкомплект» и мэрия Саратова. Коллектив третьих лиц тоже собрался большой, здесь и минздрав области, и сам областной кардиодиспансер, занимающий эти стены сейчас, Роскадастр, банк «Агророс» и другие юрлица. Изъять постановили 6 зданий по улице Крымской, 15 и Крымскому проезду. Основной довод истцов: невозможность приватизации соцобъектов, принадлежащих предприятиям. Их судьбу определял указ президента РФ от 10 января 1993 года. Согласно ему, все подобные здания – больницы, детсады, жилые дома и общежития приватизируемых предприятий должны были передаваться муниципалитетам. Как поясняется в мотивировочной части решения обларбитража, проверка установила, что областной комитет по управлению имуществом в 1994 году установил порядок приватизации имущества СПЗ, но тем, как будет работать больница, никто не озаботился.
«АООТ «Третий специализированный подшипниковый завод» (ОАО «Саратовский подшипниковый завод») уклонилось от исполнения предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 условий приватизации объектов социально-культурного назначения, в том числе в части использования имущественного комплекса для целей осуществления медицинской деятельности, в соответствии с профилем медико-санитарной части бывшего государственного предприятия», - заключил суд.
АООТ «Третий специализированный подшипниковый завод» в 1996 году превратился в ОАО «Саратовский подшипниковый завод». А в 2006 году предприятие создало свою дочернюю компанию ООО «Парацельс» с гигантским уставным капиталом: 215,7 млн рублей, СПЗ принадлежало 99% доли в компании. После этого был подписан учредительный договор, по которому размер этого уставного капитала был определен в виде неденежного вклада - в счет него и ушла в ООО вся больница. Причем решением собрания акционеров СПЗ был создан лишь сам «Парацельс», а вопрос о том, что новоиспеченному ООО в качестве вклада отдадут больницу, вообще не обсуждался.
Здесь и всплывают в деле родственники ныне покойного мэра Саратова. «В то же время вопрос о передаче объектов был решён на собрании участников ООО «Парацельс» 13.02.2006, то есть единолично Мясниковым О.В. и Грищенко Е.А.» - говорится в решении суда.
Создавалась компания «Парацельс», указывает суд, с коммерческими целями, для извлечения прибыли, а не для оказания медицинских услуг работникам приватизированного завода и населению. А если так, то сама передача больницы этому ООО, заключил арбитраж, противоречит законодательству. Более того, акционеры завода, как было сказано выше, согласия на такой маневр с уставным капиталом «Парацельса» не давали, а сама дочерняя компания медицинского профиля и соответствующей лицензии не имела. Она была просто арендодателем, собирающем плату за то, чтобы больница использовалась как больница. Кстати, об аренде больничных корпусов. Как явствует из судебных документов, первым выгодополучателем здесь был сам СПЗ. Областной КУИ в апреле 1994 года издал распоряжение о создании муниципального учреждения «Медико-санитарная часть СПЗ-3 г. Саратова». И в этом документе пояснялось, что помещения по Крымской, 15 предоставляются ему на правах аренды. То есть президентский указ был выполнен частично: как юрлицо медицинское учреждение было муниципальным. А вот больничные палаты и врачебные кабинеты - оказались частными. И за них пришлось платить.
Таким образом, созданному в 2006 году «Парацельсу» СПЗ передал больницу, можно сказать, «на кормление». А еще спустя 6 лет из этого ООО выделяются новые компании - «Орион» и «Импульс», между которыми делят в равных долях один из больничных корпусов. Далее эту недвижимость начинают передавать из рук в руки как эстафетную палочку.  
В апреле 2012 года «Орион» и «Импульс» получают по 1/2 здания, а уже в октябре продают свою долю физлицу, Пименовой Е.Н. Год спустя собственница продает это приобретение, 4-этажное здание на 3,8 тысячи кв.метров под номером 64:48:020334:217 городскому комитету по управлению имуществом. В 2013 году КУИ закрепляет его на праве оперативного управления за МУЗ «Городская клиническая больница № 12». В 2014 году здание забирают у больницы из-за ее реорганизации, год спустя передают в хозяйственное ведение МУП «Саргоркапстройкомплекту». ООО «Импульс» и ООО «Орион» в 2014 году ликвидируются, но «Парацельс» откладывает новые ООО как курица яйца. Теперь их уже 4 штуки: «Геатон», «Мираж», «Деметра» и «Крокус». Между ними успешно делят оставшуюся больницу, причем «Геатон» свою долю, здание под номером 64:48:020334:220 площадью 3,9 тысячи кв.метров, закладывает банку «Агророс». Некоторыми зданиями новые «птенцы» «Парацельса» владеют сообща. И все эти компании продолжали получать за свою собственность арендную плату. С 2014 по 2021 год они успели собрать порядка 1 млрд рублей. При этом даже сам подшипниковый завод, как выводит суд, ни в какой из своих форм собственности не имел права распоряжаться больницей: положения указа президента реализованы не были, обязательства сторон сделки по приватизации не исполнялись, а значит - завод по большому счету больницей не владел вообще.
«Произошло безвозмездное выбытие из владения собственника помимо его воли и в нарушение закона государственного имущества», - заключает судебная инстанция.
Довод о сроках давности, за который так цеплялись собственники, обошли уже по проторенной дорожке: государство де все эти годы понятия не имело, что право собственности на имущество было нарушено. Правительство Саратовской области тоже до суда пребывало в неведении. Хотя за аренду исправно оплачивал бюджет.  На этих основаниях суд постановил: больницу у «Деметры» и Ко истребовать в собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Саратовской области. «Саргоркапстройкомплекта» это тоже касается. В свою очередь Росимущество должно передать ее региону. А с прежних арендодателей взыскать пошлину по 8 тысяч рублей с каждого юрлица, кроме ООО «Геатон», которое уплатит только 6 тысяч. Решение суда вступает в силу через месяц после принятия, если его никто не оспорит в апелляции.