Сгоревшая «Россия» мэрии Саратова и Бусаргину не нужна, как и другие разрушенные исторические дома. Лучше отобрать приличную "Победу"

Глава правительства Саратовской области Роман Бусаргин обратился к облпрокурору с просьбой возбудить уголовное дело за уничтожение (повреждение) объекта культурного наследия - дома И. И. Зейферта. Речь идет о сгоревшем здании гостиницы «Россия», которое после обследования эксперты предлагают снести. Ни мэрия, ни облправительство при этом почему-то не стремятся забрать ОКН в свое ведение. В отличие от кинотеатра «Победа» - тоже ОКН, но в отличном состоянии. А уголовные дела можно возбуждать и против мэрии и управления по охране памятников культуры - за повреждение находящихся в их ведении исторических объектов. - В адрес собственников неоднократно выдавались предписания администрацией города Саратова и управлением по охране объектов культурного наследия области. Однако никаких мер по сохранению и консервации значимого для города и области объекта предпринято не было. Теперь историческое здание фактически оказалось в аварийном состоянии, - поясняет Бусаргин в своем ТГ-канале, считая, что теперь повлиять на собственников должны правоохранительные органы. Напомним, здание России загорелось 4 ноября, причем сразу возникла версия о поджоге. Как пояснил БВ  собственник более 30% помещений в здании Сергей Коновалов, буквально сразу же эксперты начали работу по оценке повреждений и дальнейшим перспективам сооружений. Этот факт, а также результаты экспертизы вызвали подозрение у градозащитников в том, что к пожару могут быть причастны и собственники, заинтересованные в сносе ветхого здания и устройстве на этом месте новодела. И пообещали не допустить окончательного уничтожения гостиницы. Любопытно, что до сих пор не известны результаты экспертизы о том, является ли произошедшее поджогом или нет.  В этом случае правоохранители также должны возбудить уголовное дело. 
Между тем с гостиницей «Россия» складывается интересная ситуация. Муниципалитет в суде добился проведения противоаварийных работ на части здания - обследования всего здания, кстати, не проводилось. Однако так и не решился поставить финальную точку в этом вопросе, несмотря на то, что разрушение гостиницы происходит на протяжении не одного десятка лет. Законодательство предусматривает изъятие зданий и ОКН тем более при халатном отношении к ним собственников. Но мэрия явно не торопится забрать на баланс полуразрушенный дом. 
Как бы Бусаргину не пришлось просить Сергея Филипенко возбудить уголовные дела в отношении самого Михаила Исаева или, например, самого себя. Как видно невооруженным взглядом и не раз отмечали градозащитники, в большинстве случаев чиновники явно пренебрегают действиями по сохранению, консервации и противоаварийным мероприятиям для находящихся на муниципальном и областном балансе ОКН.  Например, на недавнем градсовете Владимир Лешуков констатировал небывалый для саратовской мэрии размах: в Саратове впервые реставрируется аж 4 муниципальных ОКН.  Еще 14 - на очереди.  Правда, многие ОКН могут не дожить до этих благословенных времен, о чем, видимо, Роман Бусаргин предпочитает умалчивать.  По мнению же главы градсовета Алексея Голицына, под угрозой исчезновения здание Деникина на ул. Радищева, дом с ангелами на ул. Мичурина и Соборной, катастрофически разрушающийся после расселения особняк на углу ул. Некрасова и Чернышевского. По его данным, у этих и множества других объектов не только не выполнены работы по консервации по правилам для ОКН, но элементарно не установлены решетки на окна и двери, что позволяет их грабить и разрушать. Более того, чиновники это даже активно поощряют, что особенно наглядно видно на примере усадьбы Черномашенцева ул. Б. Казачья. Некоторое время назад два флигеля были выведены из ОКН, потом они были признаны аварийными и расселены. А в один прекрасный день некие люди выломали окна, заявив, что они представители управляющей компании и действуют по согласованию с районной администрацией, собираясь установить окна на каком-то другом объекте. Только поднятая жильцами шумиха понудила вандалов закрыть оконные проемы щитами. Надолго ли их хватит - неизвестно: внутри сохранилась уникальная метлахская плитка, исторические двери, лепнина и остатки изразцовой печи с изразцами финского производства.  - Здание представляет инвестиционный интерес — центр города, высота потолков больше 3 метров. Но в таком виде оно теряет инвестиционную привлекательность, неся угрозу пожара соседним домам. Администрация должна принимать меры для сохранения и консервации объекта, а не его вандализации, - заключил блогер и краевед Денис Жабкин.  Житель ОКН Сергей в свою очередь отметил, что такую ситуацию с историческими домами как в Саратове он видел только в Албании.  Общественники говорили о минимальной консервации - хотя бы установке решеток на окна и двери. Глава управления по охране ОКН Владимир Мухин предпочитает профессиональные термины. В них полноценная и по закону консервация не ограничивается решетками и требует приличных бюджетов. Например, дом Яхимовича, даже обнесенный забором, привлекает посетителей: 10 человек уже задержала дежурящая там вневедомственная охрана. Но, по словам Мухина, на каждом объекте такое невозможно. Почему охрана дежурит лишь на ОКН, интерес к которому проявил спикер ГД РФ Вячеслав Володин, вопрос риторический.
О бюджетах на консервацию ОКН ничего не смог сказать вице-председатель облправительства Александр Соловьев, уточнивший лишь, что бюджет принят в полном объеме и надо искать средства на сохранение памятников. Точнее знает облдеп Ольга Болякина: по ее словам, в первых же допдоходах бюджета будут учтены затраты на консервацию ОКН.
Впрочем, общественники в один голос говорят, что консервация - не единственный вариант. - Бизнес сообщил, что готов выкупать здания. Нужен режим максимального благоприятствования чтобы бизнес участвовал в сохранении исторических зданий, - предложил Александр Ермишин. Его сторонник по Томсойерфест пока лишь с сожалением смог констатировать, что здание на ул. Тулупной, на которое претендовали общественники, им в итоге так и не досталось, зато позднее пострадало от огня.  Архитектор Дмитрий Назимов также считает, что нужно искать инструменты привлечения инвестора - инструменты позволяющие людям самим сохранять ОКН, а не искать деньги в бюджете. Владимир Лешуков отметил, что нужны инвестиционные паспорта на каждый объект, приглашение бизнеса из других регионов, общение с инвесторами на всех уровнях власти. Это все то, что власть пока не демонстрирует. 
- Сохранение наследия — это вопрос мировоззрения. На личном опыте и доме Чертухина в Хвалынске убедился, что результат возможен лишь после многомесячной бюрократической волокиты. Но в итоге прокуратура выписала представление управлению по охране ОКН, а последнее - представление собственникам здания за бездействие. В других регионах бремя за содержание лежит на собственниках. Давайте управление весь этот путь пройдет - от судов и штрафов за ненадлежащее содержание до отчуждения и последующего выставления на торги. За всей казуистикой и поисками виновных мы теряем наследие каждый день. Кажется что растет культура отношения к ОКН, но бюрократическая волокита ставит на ней крест. Если наследие — это ценность, давайте к нему так относиться. Если это обуза, то признайтесь в этом и мы не хотим соблюдать федеральное законодательство. А обходить такими путями доводя до аварийного состояния и поджога — это кейс работающий с 90-хх годов, - отметил облдеп Алексей Наумов, адресовав свои слова, прежде всего, чиновникам. 
На фоне всего вышеизложенного забавно выглядит стремление чиновников вернуть в муниципальную собственность кинотеатр «Победа» - тоже ОКН, но за которым собственники следят и поддерживают в должном состоянии. Где логика - непонятно. Напомним, что еще в мае чиновники добились наложения запрета на регистрацию сделок с Победой. Позднее для участия в суде в качестве третьих лиц были привлечены управление по культуре администрации Саратова и областной минкульт, а в конце ноября - и федеральный минкульт. Следующее заседание по этому поводу состоится 22 декабря.  Фото Алексея Голицына, Дениса Жабкина, tursar.ru