Общественники градозащитники бунтовать начали еще на комиссии. Затем к ним присоединился доктор исторических наук и наконец-то избранный ректором СГТУ Сергей Наумов, предложивший-таки вспомнить о писателе Михаиле Булгакове и назвать улицу в его честь. И пусть такая в Саратове уже есть, это не важно - в честь Столыпина в городе что только не названо.Следом наступила очередь писателя Константина Симонова, который в 1948-м году посвятил улице Сакко и Ванцетти стихотворение. В котором, между прочим, есть следующие строки: Два итальянских слова… Русский дом… Нет, судьи из Америки едва ли Дождутся, чтоб мы в городке своем Ту улицу переименовали! Апофеозом этой истории стал опрос, запущенный мэрией в соцсетях. Там жителям на выбор предлагались всего три варианта ответов - улица Дмитриевская, Булгакова или Симонова. Ни варианта ответа "оставить, как есть", ни "свой вариант" талантливые чиновники поставить не догадались. Что вызвало в соцсетях очередную волну негодования. Под опросом уже несколько сотен комментариев, причем больше всего одобрительных смайлов набрал один из них - как раз "оставить как есть". В ответ мэрия мстительно совсем отключила смайл-реакции.
У "БВ" же в этой ситуации возникает только один вопрос: зачем вообще переименовывать эту улицу? Ответов несколько, включая конспирологический. Например, можно предположить, что в контексте геополитических событий кому-то не понравилось, что уроженцы Италии Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти, известны уже в США не только участием в забастовках рабочих, но и обвинениями в разбое и убийствах.СССР поддерживало бунтарей, считая их "несправедливо обвиняемыми пролетариями, революционерами и прогрессивными деятелями". В Союзе им были посвящен книги и мемуары, названия заводов, фабрик и пароходов. А в десятках городов появились улицы в их честь. Впрочем, почему выдавливание всего иностранного, связанного с недружественными странами начато с небольшой улицы в Саратове, остается только гадать.
Еще одна версия - уже в пользу Дмитриевской - связана с то и дело возникающей идеей о воссоздании Александро-Невского собора на его прежнем месте - в районе парка "Липки" и стадиона "Динамо". В этом контексте улица в честь его благодетельницы - Мария Дмитриева спонсировала сооружение колокольни - может быть логичным.Тем более, что недавно свой пост в Саратове сдал глава местного УФСБ Олег Боломожнов - стадион "Динамо" находится в распоряжении как раз этого ведомства. Может быть, новый начальник будет более сговорчив? Правда, тогда не понятна позиция градозащитников: как известно председатель градсовета Владимир Лешуков выступил против переименования улицы, при том что ранее активно продвигал воссоздание собора. С его подачи даже в "Липках" будут возрождены исторические клумбы.
Вероятно, если бы за переименованием стоял спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин, это бы не вызвало такого скандала: в тг-канале его сторонников предлагаемые варианты (сквер Петра I, проспект им. П.А. Столыпина) стабильно набирали несколько десятков тысяч голосов, а негативных комментариев почти не имелось.Хотя и здесь админы грешили практически безальтернативными опросами: например, в опросе о переименовании проспекта Кирова в Столыпина ответа "нет" не было вообще. Видимо, саратовцам осталось дождаться, когда в режиме ручного управления четвертое лицо в государстве решит, как назвать одну из сотен саратовских улиц. Раз уж чиновники не смогли обойтись без курьезов. Но все же интересная получается тенденция: все чаще горожане протестуют против того, чтобы власть за них решала, каким быть городу или в безальтернативном порядке навязывала свое мнение. В условиях интернета негативные реакции распространяются мгновенно и вероятно, чиновникам всех уровней стоит это учесть: эффективность взаимодействия с населением - один из KPI, оцениваемых Москвой. центральное фото - работа художника из Саратова Павла Жукова