- Сроки прохождения этих экспертиз, безусловно, необходимо учитывать при формировании общих сроков проектирования. Пакет требований от Управления по охране объектов культурного наследия должен стать приложением к техническому заданию от заказчика работ. В противном случае общие фразы без точных схем и ссылок на законодательные акты будут только размывать процесс принятия проектных решений, - констатируют градозащитники.Они считают необходимым «подробно прописать и проиллюстрировать все восстанавливаемые объекты на территории сада «Липки», в том числе «Английский фонтан», фонтан «Стерлядь», исторические цветники, места для исторических павильонов, а также стилистику всех малых архитектурных форм (скамьи, урны и т.д.)». И уделить серьезное внимание формированию дендраплана. Его необходимо делать с учетом исторических клумб и деревьев, а также подеревеной топосъемки. А будущую систему автополива проектировать с учетом не только сохранения растущих в парке крупномеров, но и безопасности их корневой системы. Их же стоит учитывать и вообще при всех работах по благоустройству «Липок» и установке инженерных систем.
- Требуем отнестись к старейшему парку Саратова с должным уважением и деликатностью, чтобы избежать негативной реакции общественности. Со своей стороны, готовы оказать помощь в формировании технического задания для проектирования благоустройства и реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Сад «Липки», - заключают общественники.Напомним, что в мае парк участвовал в голосовании по выбору объектов благоустройства и попал в перечень на следующий год. Тогда же Михаил Исаев дал задание тщательно проработать вопрос с парком, учитывая его историческую ценность. В июне мэрия через все СМИ протрубила о соучаствующем проектировании, однако допущено до обсуждения было всего 30 человек, из которых часть составляли сами чиновники. Прорвавшиеся общественники говорили о сохранении озеленения, качестве тропинок и полива, сортировке арте-фактов и внимательном отношении к детской площадке и объектам торговли, беспокоясь и о реставрации забора.
В мэрии тогда посчитали, что это совещание и есть основа для техзадания, хотя общественники назвали его пристрелочным, определяющим лишь рамки концепции благоустройства. Кстати, по его итогам должен был быть составлен протокол и заведен телеграм-чат для общения. Были ли из этого хоть что-то реализовано, остается загадкой. В обращении градозащитников свое отражение нашли далеко не все поднимаемые тогда вопросы.Следующая встреча на эту тему состоялась в мэрии уже в сентябре и в еще более узком кругу - лишь с избранными градозащитниками и архитекторами. Один из них, Владимир Лешуков при этом ратовал за воссоздание исторических павильонов, цветников и фонтана. Впрочем, его пыл и страсть к воссозданию всего, что уже кануло в небытие (Триумфальная арка и дом Акимова тоже в этом ряду) нашли свое объяснение в высказанной им идее восстановления Александро-Невского собора. В соцсетях г-н Лешуков и его сторонники уверяли, что стадион «Динамо» можно перенести хоть в Глебучев овраг, а собор непременно нужно восстановить, перезахоронив при этом останки священников и солдат, павших в войне 1812-го года. Тема была продолжена в эфире местной радиостанции, где поддержал идею архитектор Евгений Спирин. Противостояли им общественник Александр Ермишин и художник Алексей Трубецков. Свою позицию последние высказали и в соцсетях, отметив, что опрос в эфире радиопередачи показал, что 75% из опрошенных против воссоздания собора.
- Я полагаю, что вбрасывание этой темы в публичную повестку как минимум не своевременно с точки зрения здоровых общественных отношений в городе. Необходимо сосредотачиваться на вопросах и темах, которые нас объединяют или могут объединить, - подчеркнул сам Ермишин.Тем более, что недавно мусульманам запретили построить мечеть на пустом месте, и строительство собора «внесет свой вклад в межконфессиональную напряженность в том числе». По мнению общественника, вопрос этот лежит не только в плоскости архитектуры - «речь идет о попытке изменить существующий уклад жизни нескольких поколений саратовцев», уничтожив востребованный у жителей стадион, а восстановление открыточного вида Саратова с узкого ракурса - «ложная цель градозащиты». При этом г-н Ермишин отмечает, что и необходимости восстанавливать собор на прежнем месте нет, это можно сделать на любой другой территории, тем более, что для него необходимо свободное пространство вокруг, «что сейчас решительно невозможно». А пыл бьющихся за это место градозащитников тем более странен, что церковь не настаивает на воссоздании именно на историческом месте.
- Меня, как и многих горожан удивляет в определенной степени бесцеремонность коллег в, не побоюсь этого слова, насаждении точки зрения что собор для данного места важнее, чем стадион, а потому все пользователи стадиона могут/должны «перестроить» свой жизненный уклад, - считает Ермишин.По его мнению, город, а современный город тем более, это не просто совокупность архитектурных объектов разной степени качества. Город - это в первую очередь место, которое позволяет горожанину вести тот образ жизни, который он считает для себя правильным. - Двести и даже сто лет назад собор был однозначно востребованным объектом, однако сейчас приоритеты горожан существенно изменились, и не принимать их во внимание решительно невозможно даже с точки зрения той же градозащиты. Это уже не защита, а нападение, - отметил общественник, невольно породив новый термин - «градонападение».
Он предложил вернуться к вопросу восстановления собора через несколько десятков лет, выразив надежду, что к тому времени «общество созреет до того, когда сможет вести дискуссию в нормальном режиме, и, самое главное, все, или, по крайней мере, большинство проблем в городе будут решены».