"Строймир" с Писным оборачивается ссорой: почему инициатива бизнесмена с пристройкой к энгельсской школе стала наказуемой

Непрозрачные соглашения с застройщиками в обход конкурсных процедур регулярно выходят саратовским чиновникам боком. Меньше месяца назад администрация Энгельсского района торжественно объявила о подписании инвестсоглашения с СЗ «Строймир», по которому компания обязалась добавить пристройку на 600 мест к школе №30 по улице Колотилова. Однако по мнению депутата Саратовской облдумы Александра Блатмана на стройплощадке, дескать, и конь не валялся: ни один пункт соглашения «Строймир» не выполнил, от графика отстает, а значит его следует и от школы отстранить, и другие стройки запретить. Как утверждает парламентарий, «активное строительство идет на коммерческом объекте того же застройщика», да еще и жилой дом возводится. При этом параметры соглашения со «Строймиром» - тайна великая есть. Сообщая 10 ноября о том, что в школе будет дополнительных 600 мест, администрация Энгельсского района не называла ни объема финансовых вложений и их источников, ни сроков, утверждая только, что весь проект — личная инициатива застройщика. Подоплека этой инициативы всплывает в тг-канале облдепа Блатмана, который под объективом видеокамеры беседует с директором «Строймира» Людмилой Сусликовой и упрекает ее в отставании от графика. При этом сама бизнес-леди признается, что «если бы мы не пошли на эти условия, была бы остановка дома и не было бы строительства». Дом, о котором идет речь, находится рядом с ДК «Мелиоратор» и уже дорос до запланированных 10 этажей. Депутат Блатман на камеру упрекал предпринимательницу в поисках выгод и невыполнении обещаний. Дескать, котлован надо было раньше начинать рыть и забор вокруг стройплощадки должен стоять уже 1 декабря, а его обещают поставить к 17-му. И теперь, подгоняя застройщика, парламентарий пугает его перспективой разрыва соглашения и не то приостановкой работ по дому (что, в принципе, невозможно, если там есть дольщики), не то запретом завершать коммерческий объект, который строится рядом со школой. Объект этот — многоярусная парковка по улице Колотилова, 82А. И возводить ее, перестраивая ранее стоявшее тут нежилое здание, начали раньше, чем «Строймир» был зарегистрирован. Данные об использовании земли под парковку появились на кадастре в 2019 году, а «Строймир» учредили только в марте 2022-го. Летом прошлого года работы были уже почти закончены, зданию добавили не только паркинг, но и пару лишних этажей. Все эти попытки шантажа застройщика выглядят довольно странно в глазах неосведомленных граждан. Даже сроки сдачи школы — осень 2023 года, прозвучали только сейчас из уст самой Людмилы Сусликовой. Откуда же взялась дата 1 декабря? Ее впервые обозначил не застройщик, а глава Энгельсского района Дмитрий Плеханов, в ходе своей прямой линии 18 ноября этого года. Он заявил, что школу №30 должны капитально реконструировать до конца 2023 года и после 1 декабря начинается рытье котлована. От инвестора ждут объект под ключ.
Если так, то причина нынешней поспешности может объясняться просто — декабрь вовсю идет, а котлованом не пахнет. И курирующий все подобные стройки спикер Госдумы Вячеслав Володин регулярно в область наезжает. Вероятно, после критики других районов поскользнуться на своей школе энгельсскому руководству не хочется. Отсюда и давление на инвестора.   
Объяснения, что работа над проектом уже идет, никого не устраивают. Для наглядности нужны забор с котлованом. И потому депутат Александр Блатман мечет громы и молнии на голову участника соглашения и бизнес-партнера «Строймира», бывшего облдепа Леонида Писного, с которым у Людмилы Сусликовой есть три совместных фирмы. Как уже предполагал "БВ", соглашение по школе должно было ознаменовать примирение Писного с региональным руководством. Правда, сайт его холдинга «Саратовоблжилстрой» по-прежнему не работает, но губернатор Роман Бусаргин и мэр Саратова Лада Мокроусова уже хвалят. Пристройка к школе должна была закрепить партнерство. Правда, неофициально озвученная сумма вложений инвестора выглядела странно — 120 млн рублей, которых для пристройки величиной с саму школу маловато. Так, школу №5 дополняли похожим зданием примерно за 360 млн рублей. Такова сумма двух контрактов, выполнявшихся "Межрегионстроем" и "Гранитпромстроем". Пристройка к школе в Елшанке в ценах 2018 года потянула на 207,5 млн рублей, в нынешних же ценах такой объект вполне может потянуть на полмиллиарда.  То есть, или данные о вложениях неточные, или при возведении школы используются еще чьи-то деньги, которые в Саратове принято называть благотворительными. Именно так в Саратове строились дома для врачей, универсариум, расширялся аэроклуб в Дубках и пр. Есть и еще один вариант - после завершения строительства область или район выкупают объект уже за счет бюджета. В любом случае, пока параметры этого соглашения остаются тайной за семью печатями, достоверно цену расширения школы и роль в этом «Строймира» и районной администрации установить нельзя.
И еще один момент, который необходимо учитывать, соглашение — не муниципальный контракт. Если у инвестора, который, официально по личной инициативе, занялся благотворительностью и взялся за школу, изменится ситуация с финансами, то он просто уйдет, предоставив чиновникам искать другого застройщика. А обещание управиться до конца 2023 года уже дано публично главой района. И за него придется как-то отвечать - не перед спикером, так перед жителями.
Да и с застройщиком уже получается не очень хорошо. Если любой бизнесмен, согласившийся сделать что-то за свои средства для региона, где находится его компания, будет сталкиваться с такой же критикой на камеру и угрозами позамораживать его проекты, об инвестиционной привлекательности Саратовской области можно забыть. И обещания благоприятных условий для инвесторов на фоне подобных публичных разбирательств вряд ли тут помогут.