В саратовской промышленности - очередное громкое банкротство: в АО «Нефтемаш»-Сапкон введено наблюдение

Банкротству предшествовал затяжной корпоративный конфликт между заводом и учрежденной им сбытовой структурой ООО «ТД Сапкон-Нефтемаш». Долгое время завод по производству оборудования для нефтегазодобывающей отрасли был одним из символов устойчивости в экономике региона. Но после ухода из жизни в 2017 году председателя совета директоров и основного владельца Федора Шимчука, на предприятии начались проблемы. Сейчас собственно производство (АО «Нефтемаш»-Сапкон) и сбыт продукции (ООО ТД «Сапкон-Нефтемаш») находятся в корпоративном конфликте. В 2017 году был заключен договор, по условиям которого продажа продукции не торговому дому и без его согласия выливалась для предприятия в штраф в объеме сделки. А если завод расторгал договор с торговым домом, то должен был платить ему штраф в сумме среднемесячной выручки за последние три года. В 2019 году году между компаниями развернулось открытое противостояние. При полном контроле над сбытом продукции, торговый дом сейчас через суд пытается  выселить предприятие с части занимаемых им площадей.  На данный момент 49% уставного капитала ООО ТД «Сапкон-Нефтемаш» находится в собственности завода, остальные 51% - у Олега Сертакова, долгое время занимавшего ключевые позиции в руководстве «Нефтемаш»-Сапкона. Акции АО «Нефтемаш»-Сапкон после смерти Федора Шимчука отошли его семье.
Сообщение о намерении подать иск на банкротство завода ПАО «Сбербанк России» разместил на ЕФРСБ в октябре 2019-го. Процедура наблюдения на предприятии началась в этом месяце. Причиной послужили претензии кредитного учреждения на сумму порядка 25 млн рублей, из которых было погашено только 250 тысяч.
Как указывается в материалах арбитражного суда, в марте 2017-го банк и АО «Нефтемаш»-Сапкон заключили договор об открытии возобновляемой кредитной линии с лимитом в сумме 25 млн рублей на срок до 30 марта 2020 года. В залог предприятие отдало свою площадку на ул. Степана Разина, в залоговую массу вошли три здания и три земельных участка общей площадью более 2 гектаров. В материалах дела также фигурирует некое допсоглашние завода с торговым домом. Не исключено, что это допсоглашение, как и связи двух компаний, станут предметом вдумчивого изучения назначенного судом временного управляющего Михаила Рассказова из Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».   В этих взаимоотношениях попадаются просто уникальные эпизоды. Например, в 2015-2016 годах, когда основной владелец торгового дома Олег Владимирович Сертаков был финансовым директором «Нефтемаш» - Сапкона», завод заключил соглашение с ИП Сертаков Олег Владимирович. В рамках него ИП Сертаков обязался  оказывать административно-распорядительные услуги по управлению предприятием, консультировать, прогнозировать, заниматься антикризисным менеджментом и пр. Согласно материалам арбитражного дела А57-25982/2018, вознаграждение специалиста такого широкого профиля составляло около 3 миллионов рублей в месяц. При этом, как позже установил арбитраж, стороны подписывали акты сдачи-приемки оказанных услуг из которых невозможно было понять, какие конкретно услуги оказал ИП, каковы были результаты, по какой системе эти работы оценивались. Так, за 4 месяца 2015 года гонорары предпринимателю обошлись заводу в 11,8 млн рублей - это в 6,8 раза больше годовых выплат всему топ-менеджерскому составу АО. А  за 9 месяцев 2016 года ИП получил с предприятия 24,95 млн рублей - в 14,85 раза больше, чем все топы завода за целый год. 
По отношению к простым рабочим разброс еще больше. Так, в судебном решении говорится, что общая численность работников «Нефтемаш» - Сапкона» в 2016 году составляла 546 человек. При этом доля выплат ИП Сертакову О. В. за 9 месяцев составила пятую часть от доходов всех (!) работников АО "Нефтемаш"-САПКОН за 2016 год.
Все эти рекорды были педантично подсчитаны налоговиками. Фискалы усмотрели в феномене ИП-руководителя сделку фиктивного характера, направленную «на создание искусственных оснований для получения налоговой выгоды». В итоге завод был оштрафован, ему начислили недоимку по налогу на прибыль и штраф на сумму свыше 8 миллионов рублей. Интересно, что сам ИП Сертаков Олег Владимирович был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Мурманской области с основным видом деятельности «оказание услуг в области бухгалтерского учета». Исследования движения денежных средств на расчетном счете ИП Сертакова О.В., проведенные налоговиками, показали, что в период с 06.08.2015 по 10.08.2016 на счет предпринимателя с интервалом 2-3 дня поступали значительные денежные средства от единственного плательщика – АО «Нефтемаш»-САПКОН с назначением платежа «частичная оплата по договору № 199 от 01.07.2015». В день поступления либо на следующий день, Сертаков снимал со счета деньги на личные нужды, говорится в арбитражном деле. Выводы налогового органа пришлись Олегу Владимировичу не по душе, но иск к ФНС г-н Сертаков проиграл уже на всех этажах арбитражной системы, а Верховный суд его жалобу рассматривать отказался.
Итоги процедуры наблюдения, введенной на 5 месяцев, суд подведет в декабре. Так что у управляющего будет время, чтобы попытаться найти различные интересные сделки между заводом и торговым домом, которые укладываются в период подозрительности.