Венчурный фонд выходит из саратовского биотоплива. Инноваторов обвиняют в нецелевой трате субсидий

Саратовская компания "Интернет людей", разработчик электронных браслетов, оказалась не единственным инноватором, с которым судится некогда поддержавший его проект Венчурный фонд Саратовской области. С апреля этого года организация требует деньги с ООО "НИЦ Теас-МО", разработчиков биотоплива. Рассмотрение дела несколько раз откладывалось. В очередной раз оно было назначено к судебному разбирательству 12 октября, чтобы сразу же вновь оказаться отложенным, теперь до 7 ноября. Процесс идет по той же схеме, что суд фонда с "Интернетом людей" - претензии выставлены и к самой компании, и к трем ее учредителям как физлицам. Сумма иска - 13,8 млн рублей.
Финансовыми претензиями иск не ограничивается. Венчурный фонд требует расторгнуть соглашение об инвестировании, заявляя, что компания допустила нецелевое расходование выделенных ей средств и нарушила положения соглашения. Также фонд просит суд понудить участников "НИЦ "Теас-МО" Сергея Подопригору, Валерия Федонина, а также бывшую соучредительницу Тамару Мозякову заключить договор купли-продажи доли Венчурного фонда в размере 30%. Причем Сергей Подопригора, утверждает истец, обязан будет выкупить 24% компании за 10,8 млн рублей, а Тамара Мозякова и Валерий Федонин - по 2% за 986,2 тысячи рублей каждый.
Компания НИЦ «Теас-МО» действует с 2007 года и занимается научными разработками. О ее исследованиях в области биотоплива стало известно в 2019 году. К разработкам данную фирму и НПП «Вектор» привлек руководитель саратовского ООО «Дизель для агропрома» («Дизагро») Али Цацаев. «Дизагро» контролировала ход работ, а компании-партнеры работали над формулой топлива и конструкцией оборудования для его производства. Основная проблема, которая стояла перед разработчиками - строгая сезонность биотоплива, использовать его можно только в летний сезон, при низких температурах оно делается непригодным. В целом же работа над топливом шла более 11 лет на грантовые средства, в том числе с поддержкой государственного Фонда содействия инновациям. На исследования ушло более 10 млн рублей и еще 5 млн в 2019 году требовались на создание промышленного образца.
Как ясно из ЕГРЮЛ в том же 2019 году ООО "Дизагро" было исключено из реестра юрлиц из-за недостоверных сведений и 15 ноября того года ликвидировано. Судебных претензий к компании при этом практически не предъявлялось, отмечены лишь 2 иска от Пенсионного фонда на общую сумму 7 тысяч рублей - штрафы за непредоставление в установленный срок требуемых законом сведений о компании. Последний раз выручку "Дизагро" показывало в 2017 году, составляла она 360 тысяч рублей. Другая фирма Али Цацаева, ООО "Средства мониторинга промышленной чистоты" была ликвидирована в 2020 году, также с указанием о недостоверности сведений.
Компаний с названием ООО НПП "Вектор" в Саратовской области было зарегистрировано две. Одна из них, принадлежащая Андрею Кузьмину, успешно действует до сих пор, занимается она проектированием систем водоснабжения, строительством и техническим перевооружением котельных. Другое НПП "Вектор", основанное 5 физлицами, занималось выпуском гидравлического и пневматического оборудования. Эта компания была ликвидирована в августе 2021 года. Похоже, что в проекте с биотопливом участвовал именно ликвидированный «Вектор», его совладелец Алексей Цыганов до июля этого года входил в число совладельцев "Теас-МО", но вышел оттуда вместе с Тамарой Мозяковой. Претензий ему от Венчурного фонда при этом не поступило. Алексей Цыганов также значится учредителем еще одной производственной фирмы, НПП "Рекорд", которая тоже должна была выпускать гидравлическое оборудование. Но сейчас и над ней висит исключение из ЕГРЮЛ из-за недостоверных сведений. Само ООО НИЦ "Теас-МО" несмотря на претензии Венчурного фонда, работает и показывает результаты. Выручка компании в 2021 году с 7,7 млн выросла до 19,1 млн рублей. Правда, компания нарастила убытки, которые с 1,6 млн достигли 5,2 млн рублей. НИЦ "Теас-МО" также успела принять участие в закупочных процедурах, в 2008 году компания выполняла для нужд Фонда содействия инновациям научно-исследовательские работы на сумму 7,2 млн рублей, а в 2017 году поставляла фильтровальные установки для нужд ООО "Газпром добыча Ноябрьск" за 247,3 тысячи рублей.
Разбирательства по поводу выделенных в качестве поддержки средств Венчурный фонд ведет также с ООО "Архангельское", которому некогда предоставлял субсидии на организацию производства комбикорма. Но "Архангельское", в отличие от других ответчиков, банкротится. В банкротстве находится и еще один "питомец" фонда, ООО «Типография №1». Размер субсидий в 34 млн при максимальной сумме инвестиций в 30 млн с самого начала смущал общественность. С типографии фонд пытался получить 14 млн рублей, при этом тоже заявляя о нецелевом расходовании средств, но дело проиграл. Как заключил суд, ответчик выполнил все условия договора с фондом.