Заломы и скручивания энгельсского конкурса перевозчиков: заявку могут отклонить за любую царапину на автобусе

Энгельс готовит новый конкурс перевозчиков, оставляя за собой право снять с него любого, кто чем-то не понравился чиновникам. Так выглядит ситуация с новой попыткой распределить маршруты городских автобусов, свидетельства на которые прекращены по решению суда. Постановление о проведении конкурса на 24 местных маршрута администрация Энгельсского МР выпустила 11 января, это первый документ, подписанный в новом году. Сам конкурс еще не объявлен, но его ждут со дня на день: срок действия временных свидетельств на перевозки уже на исходе. Со своими автобусами Энгельс, напомним, оказался в том же положении, что и администрация Саратова: чиновники не захотели своевременно проводить конкурс и позволяли прежним участникам рынка работать по старым договорам, продлевая действие маршрутных карт. Эту практику по заявлению УФАС прекратил суд, признав действия сотрудников администрации Энгельсского МР нарушением конкуренции. Кроме того, в ходе разбирательства вскрылось, что в Энгельсе, как и в Саратове, конкурс перевозчиков выигрывал один участник, в данном случае МУП «Энгельсэлектротранс», а пассажиров возили привлеченные им ИП. В Саратове это уже вылилось в уголовное дело против экс-главы «Автокомбината-2» Андрея Беликова, широко практиковавшего такие схемы, да еще и получавшего компенсации за перевозку льготников. В Энгельсе правоохранители пока свое слово не сказали, а вот нового конкурса избежать чиновники не смогли. Вместе с постановлением о проведении конкурса администрация отдельным документом утвердила и шкалу оценки для его участников. Ранее подобные требования прописывались к каждому конкурсу перевозчиков отдельно и характер их не выдерживал никакой критики. После того, как снимаемые с конкурса по любому поводу участники рынка оспорили такой подход в прокуратуре, критерии оформили, как и положено по закону, отдельным постановлением. Правда от этого их суть, как выяснилось, ничуть не поменялась. Похоже, что сотрудники комитета по ЖКХ, ТЭК, транспорту и связи Энгельсского МР не хотят уступать выгодные маршруты «не своим» перевозчикам. И заместитель главы района по транспорту и связи Владимир Попеко, которому поручено все это контролировать, не видит в документе ничего предосудительного, хотя его содержание может подвести и его самого, и его руководителя, главу района Алексея Стрельникова.
Прежде всего, заявителю самому предлагают оценить свои транспортные средства в баллах от «отлично» до «неудовлетворительно», в зависимости от их внешнего вида. Для этого к документу прилагается целая таблица возможных недостатков автобуса, как то: наличие заломов, изгибов или складок, смещение элементов конструкции, коррозии, коробления, сколов или трещин на кузове, элементах его облицовки, фарах или остеклении кабины или салона.
Составители этого приложения даже подробно расписали, что понимается под словом перекос, что такое изгиб, что такое скручивание или вздутие («изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости»). Ни одной лишней выпуклости на корпусе автобуса быть не должно. Опыт ведения перевозок, отсутствие серьезных ДТП, наличие у автобуса электронного табло, кондиционера, камеры видеонаблюдения, а также срок эксплуатации транспортного средства оценивается отдельно от изучения всех заломов и скручиваний. Вот только никаких «заломов» и других нарушений геометрии нет в федеральном законодательстве. Все это — художественная самодеятельность районных чиновников, дающая им право выпроводить с конкурса кого угодно.
- По жалобам моих доверителей прокуратура Энгельса два раза вносила представления по поводу критериев оценки. Предыдущую шкалу оценки мы обжаловали в Энгельсском районном суде. Эта шкала также будет обжалована, - пояснила представляющая интересы независимых перевозчиков юрист Гелена Алексеева.
Эксперт отметила, что подобная шкала дает широкие возможности для злоупотреблений. Ведь она по сути содержит требования, предъявляемые к потенциальным участникам конкурса. О состоянии своего автопарка они обязаны сообщать в заявках, а вот допустят их на конкурс или нет, станет ясно много позже, машины чиновники осматривают уже подводя его итоги. Значит, если с момента подачи заявки ко времени этого осмотра на корпусе автобуса появится хоть пара лишних царапин, это будет достаточным поводом, чтобы отстранить перевозчика от конкурса. Ведь закон требует отклонять все заявки, содержащие ложные сведения и накладывает на организаторов конкурса обязанность проверять их достоверность.
- Данные критерии не содержатся ни в каком законе. Эта шкала содержит в себе коррупциогенный фактор, требование фактической консервации транспортных средств после подачи заявки. Данная методика создана только для того, чтобы можно было снять неугодных в последний момент. Мне совершенно понятно, что по Энгельсу нас ждут судебные процессы. Мои доверители с таким подходом согласиться не могут, - подчеркнула Гелена Алексеева.
У организаторов конкурса на все один ответ — перевозчики занимаются бизнесом, значит несут предпринимательские риски. На эти риски чиновники списывают все свое творчество с перечислением заломов и изгибов.