Развязка наступила в мае 2018 года, когда стало известно, что АО «НПК «Техмаш» совместно с АО «НПО «Прибор» негативно оценили возможность и целесообразность восстановления производственной деятельности СЗПУ. При этом было отмечено, что перезапуск завода потребует значительных затрат и займет от одного года до полутора лет. Диверсификация предприятия признана невозможной по причине узкой специализации, а технологическое переоснащение потребует значительного финансирования.В итоге в том же 2018 году с реестровыми долгами в сумме 147,6 млн рублей предприятие отправилось в конкурсное производство. Затем ФНС выдвинуло претензии к заводу на сумму выданной госсубсидии, с этой позицией согласился арбитражный суд. На данный момент, как сообщает в ходатайстве в суд Валерий Ирадионов, в реестре стоят требования на 213,2 млн рублей, из которых 45 млн рублей – финансовые санкции. При этом на конец 2011 года стоимость активов предприятия составляла почти 302 млн рублей.
С 2019 года начался долгий процесс реализации активов должника, который не смог в должной мере удовлетворить кредиторов. По мнению г-на Ирадионова, причина, которая привела к распродаже активов с торгов, кроется в наращивании текущей задолженности предприятия. Ответственность за это конкурсный управляющий возлагает на директора завода Сергея Щекочихина, НПО «Прибор» и госкорпорацию «Ростех».ОАО «Саратовский завод приборных устройств» был предприятием ВПК, 100% его акций находились в собственности РФ. При этом директор предприятия Сергей Щекочихин возглавлял еще и саратовский филиал АО НПО «Прибор». «АО НПО «Прибор», заключая сделки, не действуя осмотрительно и добросовестно, в действительности конвертировал задолженность перед третьими лицами должника на условиях, исключающих возможность привлечения инвестиций, неправомерно ограничив права ОАО «СЗПУ» на возможность привлечения и использования, например, средств инвесторов», - считает конкурсный управляющий Ирадионов. Более того, «фактически, в результате исполнения договоров с АО НПО «Прибор» должник утратил возможность совершать самостоятельную финансовую политику, что не могло не сказаться на финансовой деятельности, приносившей ему ранее весомый доход» - делает вывод ставленник арбитража. А ГК «Ростех», имея корпоративный контроль над СЗПУ, является еще и кредитором предприятия, через АО НПО «Прибор», который также подконтролен «Ростеху». Оценить финансово размер субсидиарной ответственности «Ростеха», «Прибора» и лично экс-гендиректора Сергея Щекочихина автор ходатайства предлагает после завершения всех процедур реализации имущества завода.
Напомним, первые попытки продать завод предпринимались в 2019 году, когда предприятие выставляли на торги единым лотом за 644,3 млн рублей, со всей недвижимостью и оборудованием в Саратове на улице Чернышевского, 88, в Саратовском районе и в Татищевском районе. Однако ФНС, добилась разделения лотов на оборонные и гражданские. Новые торги стартовали, но затем были приостановлены.В 2020 году реализации активов не мешало уже ничто, в итоге за 30 млн рублей был продан бывший полигон площадью 55 га в Саратовском районе, за несколько десятков миллионов были реализованы разрозненные объекты на основной промплощадке в районе горпарка, на закрытом аукционе профильное оборудование за 47 млн рублей приобрело АО «Нижнеломовский электромеханический завод» (Пензенская область).