«Черная дыра» по-саратовски. Как бывший полигон «Экороса» впитывает бюджетные миллионы

В Саратове нашли экспертов, которые оценят, во что встали экологии города художества ООО «Экорос», которое в 2015 году взялось перерабатывать на окраине города нефтешламы в керамзит и оставило после себя водоем жидких отходов и стойкий неприятный запах, донимавший жителей несколько месяцев. Участок у «Экороса» мэрия отобрала через суд, зловонный карьер был засыпан. С тех пор фирма успела обанкротиться, а ее бывший директор Михаил Морозов - отбыть 3-летний срок за мошенничество, правда условный. Но последствия деятельности «Экороса» теперь расхлебывают за бюджетный счет. В Нижегородской области компания некогда бросала вызов знаменитой свалке «Черная дыра». Но в нее в итоге засосало и саму компанию, и новые федеральные средства. «Черная дыра» - огромное озеро жидких ядовитых отходов под Дзержинском, которое поглотило 7 млрд рублей, пока с ним пытался справиться «Экороса». В начале года в нее должны были сложить еще 238 млн и это далеко не предел.
В Саратове «Черной дыры» не образовалось, но и бывшая лужа шламов в промзоне Ленинского района тоже исправно поглощает бюджетные миллионы, пускай и в меньшем количестве. Тендер на оценку накопленного вреда окружающей среде в результате загрязнения химическими отходами начинался с цены 11,5 млн рублей. Сосед правительства Саратовской области, Нижне-Волжский НИИ геологии и геофизики (НВНИИГГ) взялся выполнить то же задание за 7,9 млн рублей и комитет по инженерной защите города сегодня, 16 июня, признал его победителем.
Экспертам института теперь предстоит точно установить площадь территории, загрязненной «Экоросом», подсчитать объем или массу оставшихся там вредных веществ и определить их класс опасности. Также он должен будет выяснить, не угрожают ли остатки нефтешламов водным объектам, как повлияло их складирование на участке на окружающую среду, на состояние почвы. Нужно будет установить, что осталось сейчас, 6 лет спустя, в почве и воде, по каким вредным веществам там превышена ПДК. Также специалисты должны будут выяснить, насколько пострадала растительность на участке, куда просачиваются оставшиеся на нем загрязняющие вещества, как они перемещаются. Все полученные данные следует занести на карту-схему. И самое главное - подрядчик должен будет составить перечень работ, которые предстоит выполнить для разработки проектно-сметной документации на полную ликвидацию бывшего полигона «Экороса». Справиться с задачей и предоставить заказчику все нужные документы, карту и план ликвидации НИИ должен к 30 ноября этого года. Тогда и должно стать ясно, сколько бюджет должен найти на то, чтобы ликвидировать наследство злополучной компании.
Исполнитель саратовского контракта — АО НВНИИГГ, один из самых крупных научных центров региона, головная организация для целого ряда исследовательских и геологических компаний от Волги до Урала. Его управляющей организацией является Росгеология. Исследования институт выполняет самые разноплановые, включая сейсморазведку и оценку запасов нефти и газа.
Правда, в госзакупках НИИ участвует сейчас не очень активно. В основном он выступает здесь не исследователем, а арендодателем. Так, в феврале этого года у него снял помещение за 1 млн рублей Центр обслуживания участков мировых судей Саратовской области, а в марте за 462 млн рублей его гостеприимством воспользовалось межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям. Самый свежий заказ на профильные работы, геологоразведку, поступил от Всероссийского геологического нефтяного института, в конце декабря прошлого года подписавшего с саратовскими специалистами контракт на 14,8 млн рублей. НИИ геологии и геофизики закончил 2020 год с выручкой 242 млн рублей.