Чьи на «Волге» помидоры: балаковское АО еще осенью увели из собственности Саратовской области. Следствие тянется к зампреду Роману Ковальскому

Балаковское тепличное хозяйство АО «Волга», чьего сотрудника сейчас подозревают во взятках, претерпело странные метаморфозы за последние месяцы. В октябре 2021 года компания очевидно поменяла собственника, во всяком случае, областной комитет по управлению имущества больше таковым не числится. Сменила компания и адрес. А уголовное дело, которым занимается отдел по особо важным делам СУ СКР, относится к тому периоду, когда компания перестала быть публичным обществом и получила возможность не раскрывать всей отчетности. Как сообщил источник «БВ», задержания должностных лиц, связанных с «Волгой», правоохранителями планировались еще в декабре 2021 года. Но пока под следствием оказался лишь один из начальников отделов. По данным правоохранителей, с 16 февраля 2016 по 25 сентября 2017 года подозреваемый получил от представителя компании, поставляющей химические продукты, взятку в размере более 199 тысяч рублей за контракт с предприятием на поставку продукции. Последние открытые данные о закупке «Волгой» химических веществ, в основном удобрений, датируются 2016 годом. Поставщиками значились ООО «Агротех» - сульфаты на 1 млн рублей, ООО «Промхим» - 986 тысяч рублей на вещества химические и еще 660 тысяч - на азотную кислоту, ООО «Солюгрин» - монокалий фосафт на 785 тысяч и удобрения на 2,9 млн рублей. Контракты до сих пор значатся исполняемыми. Похоже, эти компании стали постоянными поставщиками.
Из сообщения пресс-службы СУ СКР следует, что подношения следовали от юрлиц, но при этом речь идет о противоправной деятельности должностного лица и индивидуального предпринимателя, скорее всего ИП выступал посредником. Дело заведено два — и о получении крупной взятки, и о ее даче. Выявили правонарушения сотрудники антикоррупционного управления МВД, без участия оперативников ФСБ, хотя последнее время такие случаи раскрывают именно они. Правда, чекисты, как правило, фигурируют там, где взяточника берут прямо при получении денег. А здесь между временем, в которое, по мнению следствия, было совершено преступление, и сообщением о заведении дела прошло порядка 5 лет.
В августе 2017 года «Волга» превратилась из ОАО в АО, став непубличным акционерным обществом. Согласно ее последнему отчету, в 2016 году «Волга» активно строила теплицы, для его подписала договор на 181,1 млн рублей с ООО ПКФ «Агротип», кроме того, компания открывала кредитную линию на 130 млн рублей в Сбербанке. С этого момента отчеты «Волга» уже не публиковала. Ее бессменный руководитель Роман Ковальский в июле 2020 года уходит с должности, чтобы занять пост министра сельского хозяйства региона. В октябре 2021 года из состава предприятия выпадает КУИ. Если бы компанию приватизировали, этот процесс осуществлялся бы посредством публичных торгов. И мимо областной думы такой процесс пройти бы никак не мог. Компанию следовало бы включить в прогнозный план приватизации, а подобное решение могут принять только депутаты. Через месяц после этих странных перемен «Волга» меняет не только адрес, но и устав, а в записи в ЕГРЮЛ от 18 января 2022 года появляется примечание «юрлицо снова является действующим». Следовательно, несколько месяцев судьба «Волги» была неопределенной, происходила какая-то реорганизация. Сейчас вместо Балаково, п/я 26 юридическим адресом предприятия значится Балаковский район, Натальинское МО, территория Тепличного комбината, здание, 1. Адрес, скорее всего, менялся формально, поскольку тепличный комбинат - это и есть теплицы «Волги». Но если КУИ больше не учредитель, то кто тогда? Последние данные об аффилированных лицах «Волги» датируются 2017 годом.
В марте 2021 года «Волга» проходила очередной аудит. Согласно ему, на 31 декабря 2020 года размер основных средств предприятия составлял 438 млн рублей, оборотные активы - 32,5 млн. Долгов у компании не имелось. Выручка 2020 года составила 421,3 млн рублей, большая ее часть приходилась на тепличные овощи: более 200,8 млн дали огурцы и 198,6 млн рублей - помидоры.
Уставной капитал «Волги» на 31 декабря 2020 года составлял 88,9 млн рублей, такой же размер он имеет и сейчас. Эта сумма разделена на 1355254 обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 65,6 рублей. Держателем реестра акционеров в 2020 году значилось ЗАО «Регистраторское общество «Статус». Базовая прибыль 2020 года составила 20,41 рубля за акцию. В аудиторском отчете фигурирует список арендованного имущества «Волги». Из него следует, что компания распоряжалась теплоходом «Балаковская АЭС», двумя квартирами и двумя гаражами в Балаково, кроме того в аренде у нее с 2017 года находится саратовский ипподром. Также в списке арендованного имущества значится участок по улице Большой Затонской в Саратове под кадастровым номером 64:48:010246:17. Карты Росреестра говорят, что адрес его вовсе не Большая Затонская, а Глебучев овраг и это — участок под спорткомплексом «Звездный». Когда был подписан договор аренды и зачем «Волге» эта земля, неизвестно. Также из аудиторского заключения известно, что в 2020 году у «Волги» имелись обязательства перед Сбербанком на сумму 80,1 млн рублей, кредит это или поручительство, точно не указано. Но в залоге у банка находилось ее недвижимое имущество на сумму 297,2 млн рублей. Балаковская «Волга» - хозяйство крупное и многопрофильное. Кроме теплиц, которые, как выясняется, до сих пор приносят ей основной доход, у компании есть плодовые сады, их активно закладывали в 2015-2017 годах, рыбные пруды и в 2020 году была анонсирована роботизированная молочная ферма на 500 коров. Соглашение о поставке оборудования для нее «Волга» подписала на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Но с тех пор о ходе реализации ее проекта ничего не сообщалось. Ответа на вопрос, с чем связаны изменения в ЕГРЮЛ и выпадение комитета по управлению имуществом Саратовской области из учредителей АО «Волга», «Бизнес-вектор» ждет от самого областного КУИ и минсельхоза. Депутат Госдумы Ольга Алимова считает, что в этой истории должна быть полная ясность:
 - Дорогостоящий прибыльный объект, который долгие годы был в областной собственности, и вдруг тихо из нее выпал – конечно, необходимо, чтобы силовые структуры разобрались в этом досконально. Показательно, что все пертурбации со сменой собственности, переводом АО из публичного в непубличное, происходили в полной тишине. Такое бывает, если человек, который за этим стоит, входит, как говорится, в определенный пул, но тут не нужно обольщаться: жизнь уже не раз показывала, что то, кто разрешал что-нибудь прибрать к рукам, сам же потом и отнимает. Скандала добавляют еще и уголовные разбирательства, поэтому хочется понять, где же прокуратура, когда она начнет следить за деяниями депутатов и министров.
По нашим данным, Ольга Алимова направляет депутатские запросы о ситуации вокруг АО «Волга» в ряд ведомств.