До основанья, а зачем? Ресторан в центре Саратова готовы снести из мести строителю. Бизнес пишет петиции и собирает чемоданы

Арбитражный суд Саратовской области постановил снести здание ресторана по улице Октябрьской, 7. Участок под ним был передан в пользование бизнесу больше 10 лет назад, но в марте прошлого года облпрокуратура заявила о том, что землю незаконно забрали у расположенного рядом музея К.А. Федина. С подачи ведомства иск в суд подал сам музей, а прокуратура, областное правительство и городской комитет по архитектуре участвуют в деле как заинтересованные лица. И вот 2 февраля областной арбитраж удовлетворил требования музея полностью, отменив все постановления и разрешения прошлых лет и в одночасье объявив здание, где сейчас работает ресторан «Джос», самостроем. За своих коллег вступились бизнесмены-рестораторы, которые направили письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Авторы обращения подчеркивают, что снос здания означает сокращение рабочих мест, налоговых поступлений и убытки для бизнеса. Между тем общепит и так оказался одной из наиболее пострадавших отраслей после локдаунов 2020-2021 годов. Рестораны и кафе теряли клиентов и выручку, не могли платить арендные платежи, многие из них сейчас находятся на грани банкротства. Кроме того, напоминают авторы петиции, земля под рестораном была выделена правительством Саратовской области в аренду и никогда не попадала в охранные зоны самого музея.
«Получается, что первоначально сами органы государственной власти предоставляют землю, разрешают и согласуют строительство, а по прошествии пяти лет пересматривают принятые ими же решения, перекладывая все убытки и ответственность на добросовестных предпринимателей, превращая любой объект в своего рода лотерею», - говорится в обращении, под которым стоит больше 20 подписей.  
Кроме того, на портале Change.org размещена петиция в защиту здания на Октябрьской. Свои подписи под ней на данный момент оставили более 150 человек. - Мы писали как граждане, возмущенные сносом красивого здания. Более того, тот, кто более-менее погружен в структуру этой ситуации, понимает, что на сегодняшний день многие решения судов противоречат решениям судов, которые прошли несколько лет назад. Этим решением фактически власть говорит о том, что у нас нет судебной системы. И доверие бизнеса к судебной системе, а это основополагающий фактор инвестиционного климата, резко подорвано. Это возмутило нас больше всего, - подчеркнул саратовский отельер и ресторатор Александр Благодаров. Он напомнил, что с закрытием любого ресторана останутся без работы минимум 30 человек. Кроме того, общепит в Саратове и так теряет популярность как бизнес. Налоги высоки, а пресс всевозможных проверок очень велик.
- Это решение полностью отбивает интерес у любого бизнеса развиваться на территории Саратовской области. Мы не понимаем, на какой законодательной базе строить свои взаимоотношения. Законодательная база меняется очень часто. Я - представитель гостиничного бизнеса, у нас инвестиционные проекты - это десятилетия. Если мы планируем проект с окупаемостью 10, а у нас каждые 2 года меняется законодательная база, это полностью подрывает желание инвестировать, - подчеркнул он.
По мнению Александра Благодарова, сейчас бизнес наблюдает фактически разрушение понятия «инвестиционная привлекательность», и в масштабах региона, и в масштабах страны. А судебная и правоохранительная система, по его мнению, давно нуждается в реформе, необходимость в ней назрела как никогда. Пока же сфера бизнеса стремительно уменьшается.
- Мелкий саратовский бизнес терпит, средний уезжает в другие регионы, крупный сматывается из страны. Мы политикой не занимаемся, мы -  бизнесмены. Но у нас, как у витязя на распутье, 3 пути: первый - терпеть, второй - убежать в другой регион, третий - вырасти и уехать, - констатирует Александр Благодаров.
Судебное разбирательство длилось с марта прошлого года. Истец настаивал на том, чтобы аннулировать отказ музея Федина от постоянного бессрочного использования участка, на котором сейчас стоит ресторан, и о прекращении права аренды на него ИП Надежды Шиловской. Также ведомство настаивало, чтобы были отменены распоряжение областного КУИ об изменении разрешенного вида использования земли, отмене результатов ее межевания и признании недействительным выданного в 2013 году разрешения на строительство. Здание по Октябрьской,7 потребовали признать самостроем. Сторона ответчика намерена обжаловать вердикт. Главный вопрос напрашивается сразу: почему прокуратура области, если она считает передачу земли у музея под ресторан незаконной, заявила об этом только сейчас? Передача участка в аренду бизнесу осуществлялась уже при действующем ныне губернаторе Валерии Радаеве - осенью 2012 года. Но целых 10 лет ни контрольно-надзорные органы, ни правительство, ни областной минкульт, ни сам музей не делали никаких заявлений о том, что права музея были как-либо ущемлены. Во-вторых, стоит вспомнить саму историю музея Константина Федина. Он был создан в здании, где до революции располагалось Сретенское мужское начальное училище, в котором преподавал и заодно снимал квартиру дед писателя, а сам Федин - учился в детстве. Решение об открытии музея принималось в 1979 году Советом Министров СССР. На тот момент по Октябрьской, 7 еще стояла старая двухэтажная постройка. Лишь когда ее снесли - приблизительно, в конце 80-х - начале 90-х годов, как свидетельствуют старые фотографии улицы Октябрьской, пустующий участок включили в музейную территорию. Также стоит вспомнить, что между отказом музея от участка в 2009 и передачей его в аренду прошло еще около 3 лет. Все это время земля оставалась в ведении региона. Почему же прокуратура считает, что музей не имел право уступать землю области? В том, что нынешняя история с рестораном на Октябрьской, 7 выглядит как акция устрашения в отношении строителя здания, ЗАО «Сарград» аффилированное экс-депутату облдумы Сергею Курихину, большинство экспертов, знакомых с ситуацией, даже не сомневаются. Другого повода поднимать решения 10-летней давности и требовать ликвидировать здание не аварийное, используемое и до сих пор не вызывавшее претензий, не усматривается. Глава саратовской юридической компании «Юрком» Николай Скворцов солидарен с Александром Благодаровым в том, что подобные разбирательства по инициативе прокуратуры — очень неприятный тренд для бизнеса.
- История преинтереснейшая! Прям очень! Может затронуть каждый бизнес. Да и не только! - прокомментировал он исход дела на своей странице в facebook. - Причина сноса понятна - война с собственником. А знаете, какой выбрали юридический повод для сноса? В 2009 году под здание была выделена часть земли соседнего музея, 10 соток. Директор музея подписала документы. Правительство области издало распоряжение. Арендатор земли согласовал проект и получил разрешение на строительство. Затем построил и ввёл в эксплуатацию, получив разрешение на ввод. Право собственности зарегистрировал в Росреестре. Ну, казалось бы, к чему придраться? Так вот, внимание!!! Директор музея спустя 12 лет сделала заявление, что подписала документы ошибочно! Не посмотрела внимательно! Собственно, это все!
Эксперта поражают выводы, сделанные на основе того, что директор учреждения культуры «не посмотрела внимательно» больше 10 лет назад. Этот невнимательный взгляд стал причиной для отмены целого пакета документов, начиная с договора аренды участка, заканчивая разрешением на ввод нового здания в эксплуатацию. Резонный вопрос — что же будет с участком, если здание действительно снесут? Если, допустим, музею Федина негде хранить фонды, придется за бюджетный счет строить на этой территории еще что-то. Кто и как вершит у нас социальные стройки, весь Саратов уже наблюдал на примере детсадов со школьными пристройками.  Партстроители не смогут соорудить на месте нынешнего ресторана ничего близко похожего. Городское сообщество «Саратов. Строительство & архитектура» открыло дискуссию, что же будет на месте ресторана — парк или очередной дом-свечка. Решений суда о сносе зданий в Саратове было не так много. И почти нельзя припомнить случая, чтобы они исполнялись. Так, пресловутые таунхаусы на Питерской, откуда с боем выселяли жителей, так и стоят, плавно превращаясь в «Сайлент Хилл». Избавиться от многоэтажек «Новостроя XXI» к счастью для дольщиков не получилось, здания спасли от сноса радары нового аэропорта Гагарин. Многоярусная парковка на Дзержинского скоро может праздновать юбилей с момента вынесения решения суда о признании ее самостроем, от демонтажа объект уберегает соседство с памятником культуры, который исполнения судебного решения может не пережить. К личности Сергея Курихина и его работе как депутата областной думы можно относиться как угодно. Но снос здания в качестве финального аккорда этого противостояния выглядит в глазах и бизнеса, и жителей совершенно беспрецедентным. И это очень и очень плохой сигнал для бизнеса, который фактически оказывается заложником того, какие настроения царят в органах власти. Поскольку никакие разрешительные документы, оказывается, не снижают риска того, что то, что вчера было собственностью, сегодня окажется самовольной постройкой. Примечательно, что претензий к чиновникам, выдававшим разрешение на строительства, директору музея, случайно отказавшейся от участка и другим ответственным лицам нет ни у прокуратуры, ни у правительства региона. За их ошибки всегда несет ответственность бизнес. Материальную. И потери ему никто компенсировать даже не обещал. Фото с портала oldsaratov.ru