До Дубая не докричаться: будет ли Павел Дуров блокировать обидевшие саратовских единороссов Telegram-каналы. Мнение юриста

Миллиардер Павел Дуров, основатель  мессенджера Telegram, получил претензии по поводу своего детища от экс-мэра Саратова Михаила Исаева и депутата Госдумы Андрея Воробьева. Истцов возмутил не сам Telegram, а контент ряда каналов, но иски адресованы на самый верх, к юрлицу. Оба подали заявления в суды общей юрисдикции, бывший глава города, ныне — спикер Саратовской облдумы - в Заводской районный суд Саратова, госдеп Воробьев — в Энгельсский,. Оба заявителя жалуются на сведения, которые тиражируют о них некие не названные тг-каналы, истцы считают данную информацию клеветой. Но если Михаил Исаев просит признать растиражированную каналами информацию недействительной, то Андрей Воробьев идет дальше и требует заблокировать сами тг-каналы, которые, как заявил он «СарИнформу», «гадят и пакостят исподтишка». Жертвой таких каналов, по словам парламентария, стал не только он один, но и другие публичные лица региона, политики, чиновники и спортсмены. Оба иска приняты к рассмотрению в один и тот же день, 14 декабря. Претензии Андрея Воробьева будет разбирать судья Дмитрий Лавров, заявление Михаила Исаева - председательствующая Юлия Ткаченко. Первое заседание по иску бывшего главы города уже назначено, оно должно состояться 16 января 2023 года.
Ответчиком в обоих процессах указан Teltgram FZ- LLC, это компания-издатель приложений для мессенджера для платформы Android, зарегистрированная в особой экономической зоне внутри ОАЭ, в Дубае. Статус FZ означает как раз «Free-Zone», такая компания имеет ряд преимуществ: в Эмиратах подобные организации не платят налоги, владеть ими может гражданин любой страны, торговые барьеры отсутствуют.
По мнению главы юридического бюро «Аргументъ» Андрея Ларина, иски скорее всего будут удовлетворены. Вот только Павел Дуров и Telegram этого даже не заметят. Если представители компании, которой принадлежит мессенджер, не явятся в суд, то определение будет вынесено заочно. - Я думаю, что суд присудит удалить какие-нибудь материалы, если это клевета. И это судебное решение Михаил Исаев может направить в адрес Telegram. Там решение рассмотрят и если посчитают нужным удалить публикации, то удалят, а если не посчитают - проигнорируют, - полагает эксперт. Прецедентом для последующей зачистки тг-каналов в масштабах России, по мнению Андрея Ларина, саратовские решения вряд ли станут. Политика Telegram такова, что администрация мессенджера периодически удаляет публикации и каналы, если выяснится, что они связаны с торговлей наркотиками или продвигают откровенный экстремизм. В остальном же команда Павла Дурова в тематику публикаций не вмешивается и решение по спорным материалам принимает исключительно на свое усмотрение. Если он проигнорируют решение судов из Саратовской области, никаких санкций в отношении него можно не ждать. Подача заявлений в районные суды может направляться как по месту прописки истца, так и ответчика. Видимо, ни Воробьев, ни Исаев решили с судом в Эмиратах не связываться и подали иски по месту жительства.
- Думаю, в Telegram и не заметят, что происходит процесс с их участием. Во-первых, суд должен установить, где находится штаб-квартира компании, а она находится в Дубае. У меня есть очень большие сомнения, что суд будет уведомлять дубайский офис Telegram о том, что судебное заседание идет в Саратове, тем более это делается через «Почту России». Я думаю, слушания пройдут без присутствия Telegram, его сотрудники об этом знать не будут и мессенджер в целом суд никак не коснется, - прогнозирует Андрей Ларин.
Цель подачи иска, размышляет эксперт, скорее всего не в том, чтобы принудить к каким-либо действиям владельцев мессенджера. Главная причина — сами сведения, которые не нравятся заявителям. - Думаю, в данной ситуации Михаил Исаев подал иск не для того, чтобы обязать Telegram что-то сделать, а для того, чтобы была какая-то преюдиция, судебный акт, дающий ему защиту от определенных сведений. Не ради того, чтобы Telegram что-то удалил, а чтобы в будущем ссылаться на эти судебные решения. Если кто-то процитирует тг-каналы, и это будет не анонимное лицо, вот тогда Исаев его и привлечет, - заключает Андрей Ларин. И констатирует, что даже если сведения не получится удалить из анонимных каналов, то их хотя бы можно будет таким образом запретить цитировать в СМИ или соцсетях.