Дому Павла Кузнецова в Саратове проектируют картинную галерею. Историческое здание снесли, но новодел впишут в средовую застройку

Документация на картинную галерею для дома-музея Павла Кузнецова в Саратове обойдется в 5 млн рублей. Тендер на ее разработку был объявлен в конце февраля, срок подачи заявок истек сегодня, 10 марта, закупка находится на стадии работы комиссии. Объявлял ее комитет по строительству и инженерной защите города, победителя он должен назвать 15 марта. От проектировщика требуется документация на строительство картинной галереи по улице Валовой, 94, расположенного рядом со зданием самого музея. До недавнего времени там находился ветхий дом, когда-то тоже принадлежавший семье Кузнецовых, впоследствии в нем размещались художественные мастерские и жилые квартиры. Идея сделать его картинной галереей выдвигалась одновременно с созданием дома-музея, но в аварийном здании по Валовой еще проживали люди, которых муниципалитет не спешил расселять. Вопрос о расширении музея был вновь поднят в 2020 году, когда предложили включить в него не только соседнее здание, но и флигель. Руководство города начало переговоры с владельцами флигеля о выкупе, что же касается дома на Валовой, то его предполагалось практически полностью разобрать и восстановить в прежнем виде из оригинальных стройматериалов. Тогда же был объявлен тендер на реставрацию самого дома-музея Павла Кузнецова, обновление фасада и восстановление дверей и окон обошлось в 8,6 млн рублей. Закупку проводил музей Радищева, как головное учреждение. К сожалению, идее воссоздать дом из прежнего материала воплотиться уже не суждено — минувшей осенью он был снесен полностью, сейчас участок пуст. - И работники музея, и градозащитники планировали, что здание будет полностью разобрано и воссоздано, а внутри него будет галерея, которая будет захватывать еще и двор. Выставочное пространство будет больше, а со стороны улиц Валовой и Октябрьской это будет точно такое же здание, - пояснил глава Градозащитного совета Алексей Голицын. - Мы всегда настаивали на том, что бы это было так. Я больше скажу, когда здание спешно разбирали, мы настаивали на том, что нужно сохранить кирпич, однако этого сделано не было, потому что у нас в городе нет никакой практики подобного рода работ. Так называемого «умного разбора» у нас никогда не практиковалось. Это будет новодел, максимально приближенный к облику того, что было. Свою позицию мы неоднократно заявляли вслух, постоянно на совещаниях с чиновниками подчеркивали, что этот дом нельзя вывозить на свалку. Но вопреки нашему желанию именно это и было сделано. Да еще при этом скрывается место, куда это было вывезено. Я подозреваю, что этот кирпич был просто продан. Не могу этого утверждать, но есть сильное подозрение, что это так.
Документацию на будущую картинную галерею заказывают в рамках муниципальной программы по развитию культуры. Несмотря на то, что дом, который предлагалось воссоздать, снесен и даже кирпичей от него не найти, в документации все же присутствует пока новая для Саратова формулировка, работы должны быть направлены «на восстановление целостности композиционной структуры исторического городского ландшафта на территории достопримечательного места, предусматривающих сохранение, восстановление и преемственное развитие традиционных градостроительных характеристик среды».
До сих пор сохранении средовой застройки говорилось только на заседании Градозащитного совета. Теперь же в задании к контракту говорится о компенсационном и адаптивном строительстве взамен утраченных элементов застройки и соблюдении стилевых характеристик историко-градостроительной среды, восстановлении традиционной системы озеленения. Все это должно быть учтено при подготовке эскизного проекта с 3D-визуализацией, проведении инженерных изысканий. В документации следует учесть соседство с памятниками культуры, к которым относится и музей, и бывшая колбасная фабрика Кизнера и Глока на Челюскинцев, 58, и усадьба XVIII века на Октябрьской, 45. Готовый пакет документов на будущую картинную галерею нынешний заказчик рассчитывает получить к 1 сентября этого года. Как отметил Алексей Голицын, формально чиновников, распорядившихся снести здание по Валовой, винить не в чем: памятником оно не являлось, а значит по закону могло быть только демонтировано. Остается надеяться, что новодел, который теперь будут проектировать, повторит облик оригинала, как это и было задумано. Примеры бережного обращения со средовой застройкой в России, отметил он, есть, например, в Коломне, где исторический центр города тщательно сохраняется. Так что Саратову есть, с кого брать пример. Нужна только политическая воля.  Иначе обстоит дело с домом художника Гектора Баракки по улице Соляной, 30. Здание успели спасти от сноса, добившись для него статуса памятника культуры. Дом был выкуплен у города в 2018 году общественной организацией - Фондом восстановления дома Гектора Баракки. В дальнейшем здание должно стать культурным центром. Помочь с его восстановлением готова другая благотворительная организация, фонд сохранения исторического наследия «Внимание».

- Приезжал московский реставратор Петр Шутов, консультант Фонда «Внимание». Он сказал, что в нашем случае было бы самое разумное провести первичные работы по консервации, то есть заложить кирпичом окна и остановить разрушение пристройки. И дальше фонд будет собирать средства на то, чтобы мы постепенно восстанавливали деревянную часть и целиком весь дом, - пояснил Алексей Голицын.

Фото Натальи Дорошевой и портала otzyv.ru