Фальшивые поручительства банков могут стать роковыми для саратовских застройщиков, чьи дольщики получили возмещение от государства

История начала раскручиваться с поручительств Юникредитбанка и земель саратовского авиазавода. Самые, пожалуй известные проблемные застройщики Саратова – Алексей Абасов и Галина Чернова - еще в 2015 году купили у компании  ООО «СаратовСтройИнвест»,  (считалось, что она подконтрольна бывшему депутату гордумы Сергею Сурменеву) участок под строительство жилкомлекса на территории бывшего аэродрома САЗа. Официальная сумма сделки – 106 млн рублей. Покупателем стал «Град Инвест» (совладелец – Алексей Абасов), для удобства продажи категория земли с «площадки Б аэродрома» была изменена на «земли населенных пунктов», видом разрешенного использования стало «строительство многоквартирного дома». Затем «Град Инвест» взял «СаратовСтройИнвест» в дольщики на 196 квартир общей площадью 9479,8 кв.м. Перед этим дольщиком ООО «Град Инвест» (Застройщик) и АО «ЮниКредит Банк» (Поручитель) якобы оформили солидарную ответственность по договору поручительства. Помимо договора поручительства абасовцы еще и «подписали» с банком допсоглашение, по которому «выплатили» «ЮниКредит Банку» 238,5 тысяч рублей в качестве страховой премии за 196 квартир «СаратовСтройИнвеста».
По договору банк-поручитель должен компенсировать ущерб дольщику – «конторе Сурменева». А кроме того, договоры поручительства были заключены и с соинвесторами-физиками, которых «Град-Инвест» привлек как дольщиков. За каждого дольщика «Град-Инвест» «платил» банку по тарифу – 0,45% от суммы поручительства. Судя по документам, расчеты были произведены в 2016 году.
После первой же публикации «БВ» на эту тему, банк прислал в редакцию официальное письмо, из которого стало ясно, что эти поручительства – фальшивки. Они гуляли по всей стране, и банк уже официально предостерегал на своем сайте от мошенничеств. Более того, в 2015-2016 годах ЮниКредит Банк уже давал разъяснения по запросам управлений Росреестра более чем 10 регионов. Тем не менее, в саратовском управлении этого ведомства бумажки, засветившиеся в скандалах, сомнений не вызвали. Заявления о фальшивках Заводская прокуратура Саратова направляла в ГСУ ГУ МВД по Саратовской области для рассмотрения в рамках уголовного дела, возбужденного против Алексея Абасова и Галины Черновой.
Дело, как известно, кончилось для застройщиков серьезными сроками. Обвинительный приговор в 2021 году вынес Фрунзенский районный суд Саратова, который дал застройщикам Алексею Абасову и Галине Черновой 9 и 10 лет лишения свободы соответственно, признав их виновными в двух эпизодах мошенничества с банковскими кредитами.
Ранее оба подсудимых уверяли, что участки под свои строительные проекты получали за взятки и назвали ряд фамилий сотрудников мэрии. На их показаниях, в частности, строилось обвинение в отношении экс-главы комитета по управлению имуществом Саратова Елены Салеевой и ее подчиненного Андрея Краснова. Оба чиновника получили реальные сроки лишения свободы, но меньшие, чем бизнесмены-обвинители. Действительно, застройщики-правдорубы были наказаны судом очень сурово в сравнении со своими коллегами, тоже наплодившими немало проблемных домов и обманутых дольщиков. Конкретно за компаниями Абасова осталось более 800 соинвесторов, которым пришлось выплачивать компенсацию от государства.
При этом мошенничество с деньгами дольщиков суд посчитал для обоих предпринимателей не доказанным. Квартиры и офисы бизнесменов, ныне отбывающих срок, выставлены на торги в рамках личных банкротств. 
Но это еще не все. Как стало недавно известно нашему изданию, фальшивые поручительства легли в основу отдельного уголовного дела, которое возбуждено по ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или оборот поддельных документов), кроме того, по ч.1. ст. 286 УК РФ возбуждено уголовное дело по превышению полномочий региональным управлением Росреестра, которое приняло фальшивки. Дело по ст. 327 УК РФ расследуется полицией, а Росреестром занимается региональный СУ СК. Сейчас силовики проверяют на предмет лжепоручительств дела других строителей, оставивших после себя массу «обездольщиков», проблемы взял на себя специальный фонд.
Фальшивые бумажки могли сыграть заметную роль в скоропалительной отставке Павла Гришина, с 2012 года возглавлявшего областное управление Росреестра. Именно его ведомство проводило экспертизу поручительств «Юникредитбанка» и приняло их, чтобы официально зарегистрировать стройку, хотя в то время само кредитное учреждение всех уже оповестило о фальшивках и мошенничествах.
Понятно, что регистрация стройки в государственном ведомстве становилась дополнительной приманкой для дольщиков. Кроме того, с помощью регистраторов земля под стратегическим объектом (аэродром авиазавода) превращалась в участки под жилую застройку. Дело о фальшивых поручительствах долго не удавалось возбудить. Еще в 2020 году «БВ» узнал, что в ГУ МВД по Саратовской области был зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.1.1 ст.293 УК ПФ (халатность с причинением особо крупного ущерба). Однако ни во что конкретное на тот момент этот рапорт не вылился.