Быть олигархами и владеть супердорогими яхтами бизнесменам из России, видимо, сейчас не выгодно. На Карибах в гавани стоит яхта Alfa Nero, которую власти собираются продать, если не объявится владелец. Таковым считают Андрея Гурьева, разбогатевшего на производстве удобрений "ФосАгро". Цена вопроса - 120 млн долларов, но БВ обнаружил, что яхту можно взять в аренду.
Власти Антигуа и Барбуда (страна на Карибах, - прим. БВ) объявили о продаже яхты Alfa Nero, если ее владелец в ближайшее время не заявит на нее свои права. Судно пришвартовано в порту Фалмут на острове Антигуа с февраля 2022 года.
И уже год остается бесхозным: жизнедеятельность на нем поддерживает небольшая часть команды. Однако ее усилий не хватит, чтобы обеспечить должную безопасность и экологичность пребывания яхты в порту. Тем более, что ее габариты огромны - длина составляет 82 метра - и она входит в ТОП-100 лучших яхт мира. Обслуживание такой яхты может обходиться в 12 млн долларов ежегодно.
Премьер-министр Антигуа Гастон Браун пообещал известить об аукционе за 10 дней до его начала. И если владелец судна не объявится в течение этого периода, правительство Антигуа и Барбуды продаст его тому, кто предложит самую высокую цену, отмечалось в заявлении от 6 марта.
Причем еще в сентябре прошлого года было вполне известно, кому принадлежит яхта - ее владельцем называли Андрея Гурьева-старшего, основателя ГК "ФосАгро".
Однако после того, как члены семьи Гурьевых попали в санкционные списки США, ЕС и Великобритании, власти Антигуа настоятельно рекомендовали местному бизнесу воздержаться от снабжения яхты топливом и материалами, оставив судно на минимально необходимом для долгой швартовки уровне. В августе ФБР, после запроса карибских властей, провели обыск яхты и допросили оставшихся членов команды.
Британская газета The Gardian оценила яхту в $81 млн. По данным Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), Alfa Nero была приобретена Гурьевым в 2014 году за $120 млн.
Сам он утверждает, что брал яхту в аренду. Кстати, сделать это можно до сих пор: на сайтах российских и заграничных яхт-брокеров она представлена во всей красе. Место ее прописки - Каймановы острова.
Моторная яхта Oceanco Alfa Nero длиной 82 метра сошла со стапелей нидерландской верфи Oceanco в 2007 году. Разработкой морской архитектуры занималась Azure Naval Architects. За ее внешность отвечала студия Nuvolari & Lenard. Дизайнером интерьеров выступил француз Alberto Pinto - его не раз оценивали на международных выставках.
На яхте есть вертолетная площадка, 12-ти метровый бассейн, 6 роскошных кают на 12 человек, две из которых VIP, а также танцпол, спортзал, джакузи и SPA. И даже лифт.
Цена продажи может быть и выше: как объясняют эксперты, корабли такого класса обычно строятся на заказ и заказчику приходится ждать несколько лет, пока верфь воплотит в жизнь его фантазии.
Напомним, после введения санкций в отношении Гурьева, занимающего 24-е место в списке самых богатых людей России, ему пришлось оставить должности в компании "ФосАгро".
Входящие же в нее компании сменили иностранные юрисдикции на калиниградский офшор, дающий также льготы по налогам.
- Мы знаем, что схема владения такими дорогостоящими объектами структурирована совершенно непрозрачным образом и может быть оформлена через 10 компаний и трастов. Так что, возможно, риски от такого шага будут намного выше, чем стоимость судна. Ведь тогда ко всем этим игрокам будет пристальное внимание, возникнут вопросы по обходу санкций и так далее, – цитирует «Коммерсантъ» представителя коллегии адвокатов Pen & Paper Киру Винокурову.
Прежде иностранные власти уже продавали яхты, приписываемые россиянам. Так, осенью прошлого года с молотка за 37,5 млн долларов ушла яхта Axioma – её владельцем называли Дмитрия Пумпянского.
Всего же под арестом в европейских портах находится порядка 40 яхт, которые связывают с россиянами. Только в Финляндии было арестовано 21 судно.
Интересно, что в августе прошлого года иностранные издания отмечали, что суперяхты Романа Абрамовича "Гарсон" и "Гало" беспрепятственно покинули Антигуа, пришвартовавшись затем в одном из портов Турции.