Не паниковать, выжидать, минимизировать потери: как саратовский бизнес рассчитывает выжить в идеальный шторм

На фоне меняющегося день ото дня курса доллара, жестких санкций Запада в ответ на спецоперацию российских войск на Украине, вызванной этими ограничениями нехватки комплектующих и логистического кризиса, российскому бизнесу трудно смотреть в будущее с оптимизмом. Тем не менее, предприниматели стараются сохранять спокойствие и ищут способы пережить сложный период. Что можно сделать сейчас и возможен ли в сложившейся ситуации поиск тихих гаваней, «БВ» спросил у представителей различных сегментов саратовского бизнеса. Дмитрий Ханенко, гендиректор ПАО «СЭЗ имени Орджоникидзе», депутат Саратовской облдумы: «Я наблюдаю идеальный шторм» Очень трудно что-то прогнозировать в положительном направлении. Пока мы каждый час фиксируем некие негативные явления. Когда мы будем в состоянии их все измерить, увидеть берега той воронки, в которой мы оказались, от этого и можно строить планы. Думаю, что все предприниматели, кто не потерял самообладания, сосредоточены исключительно на мерах по оценке угроз и минимизации рисков для своего бизнеса. Надо спасать то, что сейчас подвергается угрозам. Потом, когда все уляжется, ситуация стабилизируется, хотя бы два-три дня, неделю будут понятны условия, тогда и можно будет оценить возможности. Сейчас речи об этом быть не должно. Надежда есть всегда. Если ее нет, надо все бросить и идти домой грустить. Но поскольку наша деятельность предполагает в принципе нахождение в поле каких-то рисков и принятия решений, мы обязаны это делать. Надежды есть, оптимизм присущ российскому бизнесу точно. Мы не паниковали и в других ситуациях.
Но сейчас к сожалению я наблюдаю какой-то идеальный шторм, когда складываются в одной точке несколько событий: и коронавирус продолжается, хотя не с такими тяжелыми последствиями, но он присутствует в нашей жизни, это и общемировой кризис, который назревал, экономический кризис внутри России, который имеет определенные циклы, некие социальные напряженности тоже присутствуют. В этой точке сошлось все. И конечно, события, о которых мы узнали с экранов телевизоров, к которым никто не готовился и разворачивающиеся в связи с этим санкции. Оптимизма большого это не внушает.
Что я могу посоветовать: иметь собранность, не терять чувство самообладания, уделить больше внимания сплоченности коллектива, наметить пути решения проблем, фиксировать угрозы, которые сыплются каждый день на голову. И оттолкнувшись от этих условий попытаться минимизировать потери. Говорить о развитии в этой обстановке было бы безрассудно. Паника нам точно не придаст сил, вы можете растратить на нее последние ресурсы. Сегодня нужно заниматься спасением бизнеса и предпринимать все усилия к тому, чтобы последствия минимизировать. Нужно мониторить ситуацию, собирать информацию, анализировать ее и реагировать в реальном времени. Сейчас некогда даже строить какие-то антикризисные планы - ситуация меняется с каждым днем. Хотелось бы конечно какое-то внимание к этому вопросу нашего правительства. Они должны увидеть озабоченность бизнеса. Ситуация достаточно напряженная. Надо сохранять экономику региона в целом. Если мы неправильно дадим оценку, скажем, что у нас все хорошо, у нас гигантский запас прочности, мы можем ошибиться. Где-то он есть, где-то его меньше, а кто-то все тонким слоем размазал, надеясь на светлое будущее, вложился своими инвестициями в развитие. А когда видишь процентную ставку, самый выдержанный человек может потерять самообладание. Нужно быть собранным, сохранять рассудок, опираться на знание и опыт людей, которые рядом, и пытаться совершать действия, направленные на сохранение бизнеса, а уже потом купирования кризисных ситуаций. Пока информации на сегодняшний день мало. Мы не видим сроков, когда все стабилизируется. Мы не понимаем, в каком состоянии будем находиться, когда дно кризиса будет пройдено. Сложно сейчас строить перспективные планы и просчитывать стратегические шаги. Все свернулось к оперативным действиям. Александр Благодаров, отельер и ресторатор, совладелец саратовской сети отелей «Богемия»: «Зато бензин у нас будет дешевый» - Мы приняли решение на ближайшие две недели очень резко сократиться, будто в ковидные времена. У нас был план «б», мы всех отправили в отпуск. Мы видим резкое снижение нагрузки по гостиницам и ресторанам. Но по ресторанам в меньшей степени, у нас рестораны вдруг ни с того ни с сего оживились. А по гостиничному сегменту мы видим, что деловая активность очень сильно падает. Горизонт планирования в нашем сегменте - 2-3 недели, и мы видим, что она падает. Но сейчас это еще накладывается на мартовские праздники и эти недели сдвинутые. Поэтому мы приняли решение на 2 недели уйти в полуотпуск, берем паузу.
Но если меня спрашивать как гражданина РФ, я считаю, что мы давно оказались в Кафке и Оруэлле, у нас черное - белое, белое - черное, идет со всех сторон пропаганда. Людям, которые пытаются разобраться в информации, некогда работать, потому что они тратят свое время и энергию не на зарабатывание денег, а на разбор информации. И честно говоря, огромных перспектив стратегических я в России не вижу. Я вижу в ближайшее время серьезные проблемы и стагнацию. Причем я это знаю не только по своей отрасли.
Вчера ко мне приехал мой товарищ - он не может купить запчасти на импортную технику, которая занимается рытьем траншей. Вопрос не в деньгах, они перестали поставлять, это такие санкции. У нас такого оборудования своего нет. Я недавно разговаривал с директором крупного мясокомбината, основное мясо у нас куриное, а племенное яйцо отсутствует. Оно завозится только из Израиля и Голландии. У нас по большому счету чиновники говорят, что импортозамещение, а я не знаю, в какой отрасли оно 100%. Нет ни одной отрасли, которая бы работала хорошо. Эти же чиновники не думают о стратегических интересах государства. Племенных быков завозят, по-другому поголовье не увеличивается. Последняя племенная птицефабрика в Саратовской области была Краснокутская, она умерла при мне, ее убил «Россельхозбанк» во главе которого тогда стоял Олег Коргунов. Из хорошего, мой прогноз: зато бензин у нас будет дешевый. Когда его перестанут покупать на экспорт, а его гнали именно на экспорт, за счет этого он был дорогой. Если власть задумается о людях, он будет как в Катаре, очень дешевый. Более того, у нас и бензин хороший. Но один бензин нас не вытянет, ездить на нем некуда будет. Роман Репин, глава ГК «Подъем»«Главное — не дать чиновникам замухоморить поддержку бизнеса» - Надежда всегда есть. Как говорят китайцы, проблемы - это те же возможности. Я напомню, когда в 2008, в 2014 году у нас были большие проблемы с курсовой разницей и зачастую импорт становился невозможен, у нас чудесным образом начинало расти собственное производство. И финансовые институты, и правительство, и разнообразные институты поддержки обращали свое внимание на собственных производителей, и у нас происходил мелко-взрывной рост этого производства. Но к сожалению, через пару-тройку лет курсовая разница выравнивалась, люди привыкали к новому масштабу цен и все это заканчивалось. Я оптимист. Очень хочу надеяться, что на этот раз отечественные производители победят окончательно и бесповоротно и мы наконец начнем у себя производить все то, что мы по непонятным причинам по сию пору закупаем на западе, на востоке и на юге, со всех сторон, только не производим сами.
Как только правительство обратит свои взгляды на отечественных производителей, они смогут дать и качество и цену, у нас все для этого есть по большому счету. Поэтому я не верю кликушам, которые кричат, что все пропало. Я считаю, что это еще одна возможность для наших производителей взять счастье в свои руки. Сейчас дело и предпринимательского, и журналистского сообщества — не дать заболтать и замухоморить поддержку предпринимателей разным чиновникам и присосавшимся к ним структурам.
Только сегодня читал, как реализуются меры поддержки бизнеса в кризисный период в Башкирии — введен мораторий на все проверки, это же огромная вещь для предпринимателя. Их глава региона своей властью ввел их на территории Башкирии. А у нас только штаб создали.