Не позвать ли Абрамовича: склады Рейнеке в Саратове заждались превращения в арт-кластер. Чем мы хуже Тулы или Иркутска?

В Саратове уже не первый год говорят о приспособлении исторических зданий в центре города под некие арт-пространства, где будут проводится фестивали современного искусства и выставки художников. Пока воз и ныне там, хотя в целом ряде городов России в этом вопросе продвинулись гораздо дальше.  В этом месяце губернатор Саратовской области Валерий Радаев встречался с министром культуры РФ Ольгой Нечаевой. Речь в том числе шла о финансировании реконструкции складов Рейнеке. Губернатор предполагал, что на их территории как раз можно проводить фестивали и выставки. Этот комплекс исторических зданий был передан региональному минкульту министерством обороны в 2014 году. И тогда сразу отмели идею появления на 1,45 га жилой застройки или детских садов, запланировав ее под музейный квартал. В нем должны были разместиться музеи современного искусства, краеведческий и этнографический, ремесленный комплекс, творческие мастерские, арт-школу и арт-резиденцию, выставочный зал, экспериментальную театральную площадку и кинозал. В 2017 году саратовский филиал Государственного центра современного искусства запустили в тестовом режиме. Возглавил его владелец местного глянцевого портала Butik64 Дмитрий Андреев. В ноябре 2018 года комплекс стал предметом интереса АО ДОМ.РФ (бывшее АИЖК): под предлогом неиспользования ее по назначению экс-саратовский министр Денис Филиппов предложил изъять комплекс из управления РОСИЗО, тем более, что земли под ним по-прежнему принадлежат Минобороны РФ, то есть находятся в федеральной собственности. После скандала в СМИ федеральный оператор, реализующий госземли в рамках закона «О развитии жилищного строительства», отказался от этой идеи. Вплоть до 2020 года никаких серьезных работ по ремонту или консервации старинных построек филиал не предпринимал. Его работа заключалась в проведении всевозможных открытых мероприятий на том, что ему досталось. Единственный тендер провели в июне прошлого года, выделив 7,8 млн рублей на ремонт кровли.  А в этом году архитектор Виктория Васильева предложила сделать арт-кластер из комплекса исторических зданий, включающих мельницу Шмидта. По ее мнению, такого пространства в Саратове не хватает, при том, что они весьма успешно функционируют в городах от Хабаровска до Москвы. И поделилась с "БВ" такими примерами. Даже их поверхностный анализ показывает, что без серьезного инвестора переделка исторического здания в территорию творчества невозможна. Хотя Саратовская область уже, кажется, стала постоянным регионом присутствия олигарха Романа Абрамовича.  Зачинателем можно считать московский творческий кластер Artplay, который с 2008 года обосновался на бывшей промзоне в районе Курского вокзала. Сейчас это деловой и торговый комплекс в области архитектуры и дизайна, объединяющий под своим крылом более 500 архитектурных бюро, дизайн-студий и шоу-румов. Ее крупнейшим резидентом является Британская высшая школа дизайна. А с 2015 года здесь открыт крупнейший в России мультимедийный выставочный центр, где демонстрируются самые интересные, высокотехнологичные выставки-шоу. Впрочем, еще в 2007 году в Москве же был открыт Центр современного искусства Винзавод. Он считается первым и самым большим частным центром современного искусства в России, объединяющим галереи, образовательные программы, студии, мастерские и шоу-румы. Располагается он на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». В советское время здесь выпускалось до 170 наименований ординарных и марочных вин. На месте бывшего хрустального завода в том же году был открыт дизайн-завод «Флакон» - городской квартал, культурный центр и креативное сообщество, объединяющее шоу-румы одежды, создателей вертикальных ферм и робототехники, а также независимые СМИ.   Построенную в 1866-м году шоколадную фабрику, а теперь одноименный арт-кластер «Красный Октябрь» на территории 5 га считают самым модным местом столицы.   В северной столицы процессы создания арт-кластеров шли параллельно. В 2007 году здание бывшего хлебозавода превратилось в зону творчества «Этажи»: на пяти этажах здания начали работать редакции, мастерские и галереи с выставками актуальных фотографов, художников, скульпторов со всего мира. Хотя в прошлом году эту локацию включили в пять худших достопримечательностей городе согласно отзывам на одном из туристических сайтов.  У Новой Голландии, открытой в 2011 году, таких проблем, видимо, нет. Годом ранее инвестиционный контракт на реставрацию и развитие рукотворного острова и построенных в XVIII веке амбаров для хранения корабельного леса выиграла компания Millhouse LLC Романа Абрамовича. Вместе с Дарьей Жуковой в итоге получился проект не только для девелоперов и бизнесменов, но и туристов и жителей Питера. Здесь была разбита парковая зона, проходят концерты и показы арт-проектов, есть магазины, кафе, рестораны. Реставрацию всех исторических зданий планируется завершить к 2025 году. Кстати, Роман Абрамович в последние два года зачастил в Саратов, так что есть шанс, что его внимание привлекут склады Рейнеке или мельницы Шмидта. Совсем свежий - 2018 года рождения - арт-проект в северной столице «Севкабель Порт» расположился на части территории одноименного кабельного завода. Он был основан в 1879 году, но в 2017 году перенес часть производства вглубь территории, освободив участок с выходом к воде. Теперь это общественное культурно-деловое пространство с пешеходной набережной и видом на Финский залив. В год здесь проходит до 600 мероприятий - от спектаклей до гастрофестивалей.  Регионы тоже пытаются не отставать: в 2013 году арт-кластеры были открыты в Казани и Владивостоке. В столице Татарстана это центр современной культуры «Смена», приспособивший под свои нужды кирпичное здание начала XX века, служившее сенохранилищем и складом. Теперь там проводят выставки и кинопоказы, а центр владеет собственным издательством, книжным магазином и даже футбольной командой. Во Владивостоке центр современного искусства «Заря» расположился в здании одноименной швейной фабрики. Инициатором его создания стал совладелец крупнейшей российской алкогольной компании BELUGA GROUP Александр Мечетин. На его базе находится арт-резиденция, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке. В 2017 году в Иркутске в зданиях пивоваренного завода Ф.Ф. Доренберг — лидера пивоваренной промышленности Иркутска XIX века- был открыт арт-завод «Доренберг». Здесь есть рабочие пространства для художников, кафе, рестораны и автокинотеатр, а также площадки для выставок, презентаций и других мероприятий. Годом позже в Туле был открыт творческий индустриальный кластер «Октава». Он занял территорию и здания недействующей части одноименного завода, выпускающего микрофоны и слуховые аппараты. С 2017 года он входит в корпорацию «Ростех». Арт-кластер же объединяет под своей крышей школу технических специальностей и офисы для молодых предпринимателей, открытые мастерские, музей станка, студию звукозаписи и высшую техническую школу.