Не захотел быть крайним? Андрей Шеметов отказался руководить "большим Саратовом", зачистки в Гагаринском районе продолжаются

В свежесозданном Гагаринском районе Саратова происходит очевидная кадровая чистка. Не далее как вчера район потерял главу департамента, Андрей Шеметов ушел в отставку по собственному желанию. С 3 октября и.о. главы департамента стал первый заместитель Шеметова Максим Калядин. Андрей Шеметов возглавлял департамент с декабря 2021 года, когда Гагаринской район еще именовался Саратовским. Шеметов входил в число основных исполнителей плана по расширению города Саратова до размеров Саратовского района. Бывший глава департамента начинал карьеру в органах внутренних дел, окончил Саратовский юридический институт МВД, работал в налоговой полиции. В 2011 году, при губернаторе Павле Ипатове, занял пост первого замминистра экономразвития региона, в 2012 году возглавил министерство, но в статусе и.о. и на руководящем посту оставался недолго. Впоследствии получил должность первого замглавы администрации Саратовского района, которым тогда был Иван Бабошкин. После, в процессе укрупнения города, стал главой районного департамента.
Несколькими днями ранее от должности был отстранен подчиненный Шеметова, начальник правового управления Гагаринского района Алексей Шабунин. Решение это временное, но его вынес 29 сентября Октябрьский районный суд, так как Шабунин стал фигурантом уголовного дела. Чиновника обвиняют в превышении полномочий с причинением крупного ущерба, пункт «в» части 3 статьи 286 УК РФ.
По версии следствия, он грубо нарушил земельное законодательство, выделив земельные участки под ИЖС для инвалидов тем гражданам, которые не стояли на учете как нуждающиеся. Кроме того, следователи полагают, что трое получателей земли действовали в интересах самого же чиновника. Всего был выделен 21 участок, причем все наделы или на берегу Волги или возле федеральных автодорог. Ущерб бюджету, по оценке следствия, составляет порядка 8,5 млн рублей. Вопросы к районному руководству у правоохранителей возникают не первый раз. В марте этого года Следственный отдел по Саратову СУ СКР заявил о возбуждении уголовного дела о нецелевом расходовании бюджетных средств, часть 1 статьи 285.1. Как выяснилось, буквально накануне включения Саратовского района в состав города из дорожного фонда уплыло более 20 млн рублей, их пустили на погашение кредитов. Фигурантов у данного дела на начальном этапе не было, о дальнейшем ходе расследования правоохранители не сообщали. Район в тот момент возглавлял Иван Бабошкин.
Спустя два месяца, в середине мая пресс-служба СУ СКР заявила о еще одном уголовном деле в отношении неопределенного круга саратовских чиновников, на сей раз по факту халатности, в основу обвинения лег дом в поселке Тарханы, который давно признали аварийным, но так и не позаботились расселить.
Помимо нерасселенных домов и неудобных вопросов от Следственного комитета, у района хватает и других проблем. Недавно к ним добавился конфликт с жителями из-за Столыпинского технопарка, который областные чиновники упорно запихивают в дачный зеленый район, а местные власти их поддерживают, не учитывая мнения граждан, которых не вдохновляет перспектива получить промзону под окнами. По мнению саратовского политолога Александра Пантелеева, проблемы у района комплексные и поводов уйти у главы департамента было достаточно. - Дело в том, что сам Гагаринский район — это громадная территория по отношению к Саратову и коль скоро это Саратов, то необходима инфраструктура, дороги, транспортное сообщение. А всего этого не хватает. Ситуация в стране такая, что с бюджетом особенно не разбежишься. Сельские жители, приписанные к Саратову, требуют преференций в части дорог и транспорта, а администрация их дать не может, потому давление со стороны жителей на администрацию растет. Мне кажется, что это недовольство потихоньку будет накапливаться и может вылиться в какие-то неприятные вещи, - размышляет эксперт. Средств на то, чтобы сделать сельчан горожанами не только на бумаге, в бюджете нет. А за благополучную атмосферу в районе отвечает муниципальное руководство. Если социальное напряжение действительно во что-то выльется, спрашивать будут в первую очередь с чиновников. А проблем у района хватает, и с соцобъектами, и с инфраструктурой, и с землей, которая быстро становится поводом для всевозможных злоупотреблений — ведь уголовные дела выросли не на пустом месте.
- Такое ощущение, что он [Андрей Шеметов] не захотел быть козлом отпущения. Он чиновник грамотный, у него есть опыт работы, и он прекрасно понимал, что когда недовольство будет достаточно высоким, кого в первую очередь будут наказывать? Его. А уже потом всех остальных. Все будут спихивать проблемы на него. Поэтому, мне кажется, он не захотел быть крайним. В Гагаринском районе вообще работать трудно, он новый и необустроенный, - считает политолог.
О нынешнем и.о. главы департамента Максиме Калядине общедоступных сведений мало. Известно лишь, что чиновник тоже активно участвовал в процессе поглощения городом района, в частности, выступал председателем ликвидационной комиссии районного управления ЖКХ и транспорта. Данное подразделение последние два года возглавлял сам же Калядин, пост руководителя он занял в августе 2020 года в статусе и.о., а в сентябре был утвержден на нем уже на постоянной основе. На августовской встрече  с общественностью по поводу строительства индустриального парка, Максим Колядин признался, что участвовал в подборе площадки и том, что кроме земли в Соколовом интересантам предлагались и другие подходящие участки - например, в Расловке и Багаевке.