Так, фракции «Яблоко» из законодательного собрания Республики Карелия направила президенту России обращение с просьбой издать указ о завершении частичной мобилизации. Дмитрий Песков пока никак этот не прокомментировал, отметив, что обращение Кремль пока не получал.Напомним, что правозащитник Павел Чиков уверен: указ о завершении должен быть. - Закон и указ о мобилизации предполагают ее объявление, вопрос завершения либо прекращения мобилизации нормативными актами никак не урегулирован. Власти субъектов РФ оказывают содействие при объявлении мобилизации. Никакими полномочиями по ее завершению они не обладают. Выданные повестки о явке по мобилизации не утрачивают силу в связи с заявлением мэра Москвы или губернатора любого другого региона. До тех пор, пока частичная мобилизация не завершена должностным лицом, ее объявившим, правовой режим ее сохраняется. То есть нужно ждать указа президента, — заявил юрист. Ситуацию осложняет отсутствие комментариев минобороны РФ на этот счет. А также продолжением рассылки повесток в столице и Ярославской области. В своем тг-канале журналист Ксения Собчак публикует повестку от 7 ноября. И от 18 ноября. Впрочем, скоро разбираться в информации о частичной мобилизации, видимо, будет ФСБ РФ. Ведомство выпустило приказ, утвердив "перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации".
Аналогичный уже действовал с сентября 2021 года, но был сформулирован несколько иначе, говоря о запрете получения сведений "иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства".При этом оба документа содержат все те же 60 пунктов. Хотя в новом приказе пункт о дислокации, наименованиях, организационной структуре российских войск и других силовых структур дополнен строчкой «о перевозках, маршрутах транспортировки и передвижения» сотрудников этих ведомств. Несмотря на то, что новый документ отличается от прошлогоднего буквально одной строчкой, он вызвал волну негативных комментариев: документ назвали "цензурой для СМИ". - Наводить порядок и строго соблюдать законность? Налаживать производство и улучшать снабжение? Координировать волонтеров? Зачем, когда можно просто запретить говорить о проблемах? Так победим. Но это не точно, - говорит автор тг-канала "РазведПолет".
Юрист из Сибири Роман Матвеев считает, что приказ касается не только деятельности СМИ: "простым людям также запретят публиковать информацию, относящуюся к теме, указанной в перечне".- Подведут к тому, что будет либо уголовная статья за это, либо административная. Я больше склоняюсь к уголовной. Ранее уже говорили о запрете на публикацию информации о количестве призванных и их личных данных. А сейчас уж совсем развязали руки. Считаю, что это — метод борьбы с неугодными СМИ, - заявил он. Что такое цензура и как она работала в СССР, "БВ" рассказал бывший главред газеты саратовского обкома ВЛКСМ "Заря молодежи" Евгений Музалевский. Ее редакция, как и редакция газеты "Коммунист" (орган саратовского обкома КПСС - прим. БВ), находилась в издательстве "Слово" и там, на 9-м этаже, был выделен специальный кабинет для сотрудников литературного отдела (предшественники современного Роскомнадзора - прим. БВ).
- Они приходили и читали верстку обеих изданий. У них и каждого главреда был толстенный фолиант со списком сведений запрещенных к публикации. Мы знали самые основные из них, а эти спецсотрудники с красной ручкой сверяли запланированные публикации с каждым пунктом. С ними можно было спорить, иногда они шли навстречу, но в особо ответственных случаях приходилось обращаться в отдел пропаганды обкоме, - рассказал г-н Музалевский.По его словам, тогда из печати вычеркивались любые упоминания о номерных военных заводах, например, "Тантале" или СЭПО - Саратов был закрытым городам. Также нельзя было публиковать фото с линией горизонта: считалось, что благодаря им вражеским летчикам легче будет проводить бомбардировку. Под запретом были и данные о миграции пчел - они свидетельствовали о плохой экологической обстановке. Чиновников критиковать было можно, но контролировал ее не литературный отдел, а обком КПСС. Кстати, членом бюро обкома был и главный редактор газеты "Коммунист". - В то время печатное слово еще имело силу и чиновники реагировали на публикации гораздо резвее, чем сейчас, - отмечает Евгений Музалевский.
В 1990-м году был принят союзный закон «О печати и других средствах массовой информации», который ликвидировал цензуру и разрушил партийно-государственную монополию на СМИ. Закрепил его положения вышедший годом позже закон "О средствах массовой информации". Он действует до сих пор.