Операция «Преемник»: ТД «Сапкон-Нефтемаш» подал ходатайство о правопреемстве в банкротстве саратовского завода

Оно будет рассмотрено после 20 января. Суть его – передача права требования долга с АО «Нефтемаш-Сапкон» группе компаний «Сигнал» (Энгельс). Собеседник «БВ», пожелавший остаться неизвестным, еще в начале января сообщил, что серьезные изменения в реестре кредиторов «Нефтемаш-Сапкона» начнутся уже в этом месяце и они будут связаны с энгельсским холдингом «Сигнал». Напомним, процедура наблюдения в АО «Нефтемаш-Сапкон» была введена в июле 2020 года. Инициатором выступило ПАО «Сбербанк России», которое не дождалось выполнения обязательств по кредитной линии на сумму 25 миллионов рублей. На конец ноября суд включил в реестр кредиторов требования в размере 77,2 млн рублей, их основная часть – претензии торгового дома «Сапкон-Нефтемаш».
Отношения между заводом и его торговым домом резко испортились в 2017 году, после ухода из жизни председателя совета директоров и основного владельца АО Федора Шимчука. В 2019 году между производством и сбытом продукции развернулось открытое противостояние. ООО ТД «Сапкон-Нефтемаш» начал через суд выселять предприятие с части занимаемых им площадей.
В конце ноября 2020 года арбитраж запретил временному управляющему Михаилу Рассказову проводить собрание кредиторов, так как без рассмотрения в суде остались требования на сумму 572,6 млн рублей, из которых 285,7 млн – основной долг. Среди них – очередные предъявления от «Сапкон -Нефтемаша» на общую сумму более 118 миллионов, требование Сбербанка – на 112,4 миллиона, претензии ФНС почти на 50 миллионов. Очень впечатляюще выглядит претензия от некоего ООО НЛП «ГАЗЭНЕРГОХИМ» в размере 256,6 млн рублей. Правда, основной долг здесь всего 4,8 миллиона, остальное — неустойка, и суд уже потребовал от претендента первичные документы в доказательство существования долга. По версии собеседника «БВ», у энгельсской ГК «Сигнал» (подконтрольна директору ЭПО «Сигнал» Александру Никонову) решены вопросы с торговым домом и банком. Что касается претензий «Газэнергохима», то есть шанс на их значительное снижение, а вот требования ФНС – это то, что не объехать, их нужно будет гасить. Директор ЭПО «Сигнал» Александр Никонов подтвердил нашему изданию, что суть ходатайства «Сапкон-Нефтемаша» связана с передачей права требования уже утвержденного судом долга завода перед торговым домом. Речь идет о сумме порядка 70 миллионов рублей. В конкретику о долгах «Нефтемаш-Сапкона» перед Сбербанком господин Никонов входить не стал. Очевидно, что холдинг «Сигнал» и есть один из трех претендентов-потенциальных инвесторов, о которых говорил в конце 2020 года глава регионального минпрома Андрей Архипов. Если успехи холдинга действительно простираются на всю массу задолженности предприятия перед торговым домом и Сбербанком, то «Сигнал» станет крупнейшей фигурой в этом банкротстве. Ведь только по кредиту на 25 миллионов производитель нефтегазового оборудования отдал в залог свою площадку на ул. Степана Разина, в том числе три участка общей площадью более 2 гектаров.
Но откуда взялись требования Сбербанка на 112 миллионов и какой залог сумел предоставить завод, сказать сложно, так как в суде этот вопрос еще не рассматривался. На данный момент в картотеке арбитража значится жалоба банка в 12 ААС, суть ее пока неизвестна.
Будущее «Нефтемаш-Сапкона», если предприятие в конечном итоге перейдет под власть «Сигнала», в точности предсказать нелегко. В любом случае, предприятие останется в экономике и не превратится в кусок земли в центральной части города. Возможно, вместе с требованиями торгового дома покупатель в качестве бонуса получит «по наследству» и клиентскую базу потенциальных заказчиков из нефтегазовой сферы, а может быть, приборостроительное объединение из Энгельса, которое выпускает «умные» газовые счетчики и котлы, обогатит номенклатуру «Нефтемаш-Сапкона» новыми изделиями. Что касается деталей, то, по нашим сведениям, приобретатель долгов по переуступке намерен довести процедуру до конкурсного производства — видимо, чтобы оптимизировать затраты на покупку еще и производственных мощностей. Источник, близкий к одной из сторон сделки, в свое время упоминал в разговоре с «БВ», что год назад имели место переговоры с гендиректором «Нефтемаш-Сапкона» Светланой Шимчук. Если бы тогда удалось договориться по цене, то до банкротства дело бы не дошло. Для торгового дома «Сапкон-Нефтемаш», который выходит в хороший кэш, исчезновение из числа кредиторов «Нефтемаш-Сапкона» может быть выгодно еще и из-за ряда непростых обстоятельств. В феврале 2019 года, в разгар корпоративной войны, СУ СКР по Саратовской области возбудило уголовное дело по факту мошенничества — выводу активов завода в обход законных процедур.
Справка «БВ». Основными акционерами АО «Нефтемаш-Сапкон» являются трое представителей семьи Шимчук. В 2019 году предприятие получило выручку в сумме 239 млн рублей, что ниже предыдущего результата на 57%, себестоимость продаж составила 225 млн руб (-55%), валовая прибыль достигла 60 млн руб (-61%), получен убыток в сумме 40 млн руб. 51% уставного капитала ООО ТД «Сапкон-Нефтемаш» находится у Олега Сертакова, 49% — в собственности АО «Нефтемаш-Сапкон». В 2019 году выручка торгового дома составила 280 млн руб (-44%), себестоимость продаж – 183 млн (-53%), валовая прибыль 97 млн (-14%), чистая прибыль 511 тыс. руб. 99% Олег Сертаков, Александр никонов, Светлана Шимчук принадлежит ООО «Сигнал-Инвест», где 54% у Александра Никонова. В 2019 году компания получила выручку в сумме 2,281 млрд руб (-4%), валовая прибыль составила 391,4 млн руб (-17%), чистая прибыль снизилась в 2 раза относительно 2018 года до 212,3 млн рублей.