«Дарнит-2» имел 12 человек в штате на начало 2020 года, при площади одних только газонов в парке 12 га, то есть по одному сотруднику на гектар. Допустим, перед выходом на объект компания серьезно нарастила численность работников. Но без помощников ей все равно было не обойтись. Самая большая доля субподрядных работ на 172,1 млн рублей, досталась ООО «СМП-Дон». Компания эта появилась только в апреле 2020 года, за месяц до того, как областное управление капстроительства объявило свой тендер на Парк покорителей космоса. Учредил фирму в городе Аксай Виталий Коваленко, ранее никаким бизнесом не занимавшийся. Основной вид деятельности организации - электромонтажные работы, о численности сотрудников никаких данных нет.Второй по объему освоенных средств субподрядчик, ООО «Торговый дом «Альфа-Строй» Ислама Мамедова из Энгельса, выполнявший работы на 36,3 млн рублей. На начало 2020 года в этой фирме числился сотрудником только директор, хотя выручка 2019 года составляла 20,8 млн рублей. Схожая ситуация и с еще одной субподрядной организацией, ООО «Система» из Краснодара, взявшей на себя работ на 32,8 млн рублей. Строительная компания Юрия Хлебникова и Людмилы Шмелевой на начало 2020 года имела 1 человека в штате и нули в выручке 2018-2020 годов. Особняком стоит только саратовское ООО «Саратовтрансгидромеханизация» Виталия Шпетера. Компания известна на рынке с 2005 года, в штате 22 человека, выручка 2019 года 18,6 млн рублей. Но 12 человек у генподрядчика и еще 22 у его саратовских помощников на такой объем, мягко говоря, маловато. Между тем, открытие Парка покорителей космоса уже анонсировано, 12 апреля саратовцам должны показать то, что получилось. С кого же спросит спикер Госдумы, если в так опекаемом им парке не дай бог недосчитаются кустов? Первый транш на строительство парка, в размере 874 млн рублей, был выделен Саратовской области аж из резервного фонда правительства РФ, причем в рамках госпрограммы по доступному и комфортному жилью. В дальнейшем для финансирования этого мега-проекта создали Фонд содействия в проектировании и строительстве комплекса Парк покорителей космоса. Родился он в ноябре 2020 года, с участием общественников и саратовского отделения Ассамблеи народов России. Если Роман Абрамович или какие-то еще состоятельные спонсоры вложились в проект, то скорее всего через него. Проводить финансовые потоки через фонды, если посмотреть на примеры той же инфекционной больницы или предуниверсариума, стало общепринятой практикой. Фонд не отчитывается за расходы и тендеров не проводит. Может быть, он подставил плечо нижегородским озеленителям?
Но так или иначе, а тендер на обустройство парка ценой почти 1 млрд рублей, это госзакупка. Да еще и с участием федеральных средств, за нее придется отчитываться. Не привлекут ли фирмы с 1 сотрудником в штате внимание налоговых органов?- Не думаю, что налоговая должна заинтересоваться этим на данный момент, она смотрит на другие критерии. Например такие, как взаимозависимость компаний, - заметил по этому поводу глава саратовского юридического бюро «Аргументъ» Андрей Ларин. Как объяснил эксперт, интерес налоговиков история с парком действительно может вызвать, но только по прошествии налогового периода, когда уплаченные за подрядные и субподрядные работы средства отразятся на счетах исполнителей и с них будет уплачен налог. Вот здесь к нижегородцам и их помощникам по покорению космоса в Саратовской области действительно могут возникнут вопросы. Есть период, в который компания должна уплатить налоги, напомнил эксперт. Интересовать ФНС будет не предмет сделки, а дальнейшая судьба уплаченных за работу денег, когда они найдут отражение в отчетности. Например, если полученные средства не дай бог разлетятся по ИП, это будет поводом для подозрений, не является ли получатель обнальной конторой. Вот тут уже налоговики будут просвечивать всю цепочку контрагентов.
- Ход выполнения работ налоговую не интересует. Вот если исполнители будут эти средства обналичивать, то налоговая может заявить в суде, что да, это де обнальная контора, поскольку у них 1 человек в штате и нет техники, физически выполнить эти работы она не могла. Но сделать это заранее нельзя, - пояснил Андрей Ларин. - Сделка может привлечь внимание ФНС только по совокупности обстоятельств.Когда заключаются такие сделки, считает он, привлекать нужно внимание не ФНС, ее участие в этом деле вторично, а прокуратуры. - Если мы хотим предотвратить вывод бюджетных средств, нужно возбудиться правоохранительным органам, запросить пояснений, как вышло, что сделка была заключена с фирмой, которая до этого таких работ не выполняла, - считает специалист. Как правило, отметил Андрей Ларин, подобные схемы вскрываются в тот момент, когда компания попытается получить налоговый вычет по НДС. Теоретически, компания, получив деньги, могла и расширить штат, но тут уже налоговики будут смотреть на ее объемы работ и проверять, не были ли они завышены.