Парк с индустриально-развлекательным уклоном: на землях аэродрома «Саратов-Южный» будет все, кроме производства

Концепцию индустриального парка, который должен появиться на территории, где некогда располагался аэродром «Саратов-Южный», обсудили в комитете по архитектуре горадминистрации. Только вот с производством она не имеет ничего общего. Озвученная председателем комитета Анастасией Пузановой концепция включает в себя медицинский кластер, большой парк культуры и отдыха, аквапарк, выставочный и торговый центры, отель, и фуникулер до расположенного рядом острова. При этом докладчица подчеркнула, что изучен опыт развития индустриальных парков в других городах. Непонятно правда, к какой индустрии имеет отношение предложенная концепция. К индустрии отдыха и развлечений? В презентации заявлен некий Центр робототехники и кибернетики, но в контексте парка, молла и отеля он играет чисто декоративную функцию. А ведь спикер Госдумы Вячеслав Володин, добивавшийся, чтобы земли уничтоженного «стратега» достались городу, а не дельцам из соседнего региона, говорил, что индустриальный парк на территории САЗа даст новые рабочие места.
И вот более 250 га земель Саратову преподносятся на блюде, но дальше отелей-каруселей фантазия здешних футурологов не простирается. Очевидно, в понимании мэрии обслуга парка, горничные и продавцы – это вполне себе нормальные рабочие места, лучше и не надо.
Вроде как, не забыта историческая память: завкафедрой «Дизайн архитектурной среды» СГТУ Виталий Кудрявцев считает, что в структуре расстановки объектов следует ее учесть. Но что стоит за этой фразой, как ее следует толковать, - непонятно. - Аэродром «Саратов-Южный» это место, откуда улетали прямо на фронт истребители Як-1 и Як-3, сделавшие так много для великой Победы, - подчеркнул ветеран САЗа, член рабочей группы при правительстве области по возвращению в собственность РФ активов авиазавода Александр Бернадский. – Я в предложенной концепции ни слова про это не увидел. Более того, ни бывших тружеников САЗа, ни ветеранов войны и труда, отдавших много лет своей жизни заводу, чиновники к обсуждению не привлекают, нашим мнением не интересуются. А есть и еще один очень важный аспект, о котором авторы концепции, похоже, даже и не вспомнили. В 2019 и 2020 годах благодаря настойчивости Александра Бернадского и принципиальной позиции депутата Госдумы Ольги Алимовой управление Роспотребнадзора и прокуратура Заводского района провели ряд серьезных исследований бывшей промплощадки САЗа на предмет токсичных веществ. «БВ» подробно освещал проверочную эпопею, грунты на анализ были взяты в районе жилой застройки, возле детского сада №160 и в отдалении от бывших цехов завода.
Известно, что жилая и коммерческая застройка территории САЗа возведена в местах, где ранее предприятие хранило высокотоксичные отходы – ртуть, цианистый калий, кислоты, карбид, отработанные шламы, ГСМ.
Очистные сооружения на САЗе появились только в 90-ых годах прошлого столетия, а сам завод начал работать в 30-е. Таким образом, минимум 50 лет на его территории складировались особо опасные отходы производства. Роспотребнадзор сообщил депутату Госдумы Ольге Алимовой, что в 2019 году пробы отбирались 2 раза в 5 точках, в 2020 году – 2 раза в 17 точках. В 2019 году на территории жилой застройки свинец в подвижной форме был зафиксирован в количестве, в 3,3-4,7 раза превышающем норматив. По меди (подвижная форма) гигиенический норматив превышен в 3,6-5,2 раза, по бензапирену — в 38 раз (!!!). В то же время на территории строившегося на тот момент детского сада № 160 по результатам исследования почв превышения гигиенических нормативов не было выявлено. В 2020 году было выявлено превышение по свинцу в 1,1 раза, по меди — 1,4-4,9 раза, по бензапирену — в 6-15 раз. Причем на анализ на этот раз брались почвы в местах, где не было вредных производств. Тем не менее, пробы показали, что даже там заводская земля содержит токсины. Отбор проводили специалисты областного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», все результаты были направлены в прокуратуру Заводского района Саратова.
- А что сказать о территории бывшего аэродрома, - рассуждает Александр Бернадский. – Здесь много лет был склад ГСМ, вполне возможно, под землей текут керосиновые реки, а уж окружение объекта такое, что мне лично непонятно: авторы концепции вообще выезжали на место? Со стороны ул. Азина в сторону Лесопильного вдоль аэродрома располагаются уже закрытые иловые отстойники, со стороны ул. Томской - действующие очистные сооружения водоканала. Запах ужасный и там, и там, я уж не говорю о том, что сейчас территория заваливается мусором, ворота на аэродром не закрываются - вали, что хочешь.
По словам общественного активиста, исследования грунтов на предмет вредных для здоровья веществ остро необходимы. Этой же точки зрения придерживается Ольга Алимова:
 - Даже если никакой жилой застройки не планируется, эти места все равно будут посещать саратовчане, отдыхать здесь с детьми. Я считаю, должен быть самый серьезный подход к анализу почв, с этого и нужно было начинать, прежде чем писать концепции. Со своей стороны, готова направить запросы в Роспотребнадзор и прокуратуру, чтобы были проведены все необходимые проверки и результаты преданы гласности.