Расхищение "Европы": старинные чугунные батареи и лестницу в саратовском памятнике суд оценил в 7 тыс. рублей. Вор получил 8 месяцев условно

В конце апреля мировой судья участка № 2 Фрунзенского района вынес приговор в отношении 34-летнего вольчанина Артема Лаврова. Его обвиняли в хищении старинных чугунных батарей и элементов лестницы - из здания объекта культурного наследия гостиницы «Европа» на ул. Горького. Суд оценил ущерб по цене чермета. С преступниками - тогда их было два - в сентябре прошлого года столкнулся градозащитники Алексей Голицын и Николай Ким. Они отправились в гостиницу установить замок на взломанную дверь - за пару дней до этого очевидцы видели двух людей, выносящих из здания мешки, но столкнулись с самими преступниками. С кувалдой наперевес они «снова шли крушить «Европу». Вызванная полиция арестовала задержанного журналистом злоумышленника, затем задержав и второго. Впоследствии было возбуждено уголовное дело, однако до суда почему-то дошел только один преступник. Как следует из приговора, в течение 12-15 сентября - более точную дату в ходе дознания полиции почему-то установить не удалось - Артем Лавров "свободно проник в здание гостиницы, обнаружил там кувалду, разбил ей радиаторы общим весом в 300 кг и вместе с ними сложил в мешки и фрагменты лестницы".  Ущерб, нанесенный владелице помещений на втором этаже здания г-же Раиловой, оценен в смешную сумму 7731 рублей. Именно такую цифру суд взял за основу при определении стоимости старинного художественного литья! В суде же выяснилась и судьба второго подозреваемого - он превратился в свидетеля. Дмитрий Гололобов сообщил, что 12 сентября, встретившийся у гостиницы Лавров попросил его донести лом металла, не пояснив его происхождение. Переносили его до металлоприемки на ул. Вольской, за что Гололобов получил 400 рублей. Из показаний Лаврова следует, что с Гололобовым они знакомы раньше не были, но он сам подошел к нему и тот предложил помочь с выносом металла. Дмитрий согласился: подельник сообщил ему, что выносит металл с разрешения владельца здания. 
В металлоприемку они сдали по одному мешку общим весом 50 кг за 800 рублей (25,77 рублей за кг - прим ред.), деньги поделили пополам. После чего уже вместе отправились в гостиницу складывать в мешки остальные фрагменты, чем занимались целых три дня - с 12 по 15 сентября, сдав в общей сложности в металлолом 300 кг металла. И заработав, по несложным подсчетам, около 5 тыс. рублей. 
Суд счел показания Лаврова полными и достоверными, указав при этом, что он активно способствовал раскрытию и расследования преступления да и вообще, оказывается, не был задержан градозащитниками и полицией, а явился с повинной, добровольно сообщив правоохранителям о своей причастности к преступлению. Отягощающим обстоятельством стало наличие у вольчанина судимости и тоже за кражу. В итоге Лавров все-таки отделался условным наказанием в 8 месяцев с испытательным сроком в 1 год.  Представитель собственника гостиницы Андрей Магомадов рассказал БВ, что будет подаваться апелляция - приговор владельцы здания считают слишком мягким. По его мнению, дело явно было спущено на тормозах: вместо кражи с участием группы лиц - а Дмитрия Гололобова, помогавшего взламывать дверь, отчетливо видно на видео, обошедшим весь Саратова, приговор получил лишь один. Взлома тоже, оказывается, не было - преступник свободно зашел в здание. А ущерб в 7,7 тыс. рублей не позволяет говорить о каком либо серьезном наказании.  Сам г-н Магомадов пояснил, что ему буквально за правоохранителей пришлось расследовать это дело. Например, он выяснил, что в округе действует четыре металлоприемки и две из них снабжают своих агентов кувалдами для добычи металла при условии, что он будет сдаваться здесь же. 
- Таким образом, металлоприемку можно считать заказчиком кражи, однако она в деле фактически никак не фигурирует, - отметил Андрей.
Возмутил его и тот факт, что Дмитрий Гололобов проходил по делу как свидетель, которого Лавров буквально случайно использовал в качестве грузчика. По данным представителя собственника, эта парочка вместе проживает в Заводском районе и знакомы точно не первый день. Удивление вызвала величина ущерба - мизер для объекта культурного наследия. По словам Андрея Магомадова, была заказана экспертиза нескольких фрагментов радиаторов и эксперты только по ним оценили ущерб в почти 100 тыс. рублей. Однако к материалам дела она приложена не была, вместо нее суд почему-то исследовал справку из металлоприемки о сданном на 7,7 тыс. металле.  - Если бы действовала группа лиц, установлен факт взлома, а ущерб был более 100 тыс. рублей - это совершенно другая статья и уже не дознание, а следствие, - говорит Магомадов. - А так это сфабрикованный спектакль. Я считаю, что полиция Фрунзенского района сознательно проигнорировала значимые факты преступления, в том числе, запечатленные на камерах. А суд и прокуратура пошли у полиции на поводу, отказавшись исследовать эти факты.  
Владельцы «Европы» уже подготовили апелляцию, намереваясь требовать более тщательного расследования дела. Тем более, что они не хотят быть заподозренными в ненадлежащем содержании ОКН.
- Не для того мы в 2017 году заплатили 22 млн рублей, чтобы сейчас все вернуть. Мы хотим восстановить гостиницу, но просвета в этом вопросе пока не видно, - резюмировал Андрей Магомадов.
Справка "БВ". Здание гостиницы «Европа» возводилось с 1874 по 1885 год купцом Саниным. На первом этаже был гастроном, второй занимало Саратовское музыкальное училище, только третий отводился под гостиничные номера. Впоследствии вся постройка была превращена в гостиницу. В ней имелось 40 номеров, оснащенных электрическим освещением, паровым отоплением и душевыми. Как гостиница здание использовалось и в советское время, с 90-х годов прошлого века там размещались офисы. В 2011 году здание сильно горело. Помещения на 2-3 этажах несколько раз выставлялось на торги, в 2017 году их купило ООО "Мириада", владеющее сетью отелей "Мираж". Бизнесмены хотели оперативно отремонтировать здание под гостиницу суперкласса. Однако реконструкция здания оказалась невозможной без временного прекращения работы заведений на первом этаже. Их владельцы делать это категорически отказались.