С Tesla и Росатомом не срослось: как саратовская компания «СУХЭ» взлетела на передовых аккумуляторах, но приземлилась в судах

Благодаря перспективному продукту, саратовская компания с экзотическим именем «Сухэ» (системы управления хранением энергии) интересовала многих гигантов, в том числе,  Tesla Motors. ООО «Сухэ» было зарегистрировано в 2012 году с уставным капиталом 100 тыс. рублей, основной профиль — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Ключевые специалисты предприятия имели двадцатилетний опыт разработки и внедрения цифровых систем управления движущимися объектами - летательными аппаратами и высокоскоростными судами. Благодаря такому внушительному бэкграунду, в «Сухэ» в 2014 году была разработана передовая система управления литий-ионными аккумуляторными батареями большой мощности. Система выравнивает заряд, контролирует и управляет каждым аккумулятором батареи, благодаря чему коэффициент использования заряда вырастает со стандартных 70% до 96-ти. Разработка открыла для инноватора двери в Сколково, где саратовской компании выдали грант на испытания, помогли с раскруткой и поиском перспективных партнеров. Уже в 2015 году патенты на полезную модель были получены в Германии и во Франции, на очереди стояли Италия и США. Кроме того, приоритет саратовской технологии был зарегистрирован в 136 странах.
— Это означает, что с момента регистрации приоритета наши патенты будут в преимуществе перед конкурентами, патентующими свои находки после этой даты, — поясняла «БВ» Светлана Бузаджи, на тот момент гендиректор компании.
В России «Сухэ» получили свыше 15 зонтичных патентов на полезную модель и изобретения. Кроме того, саратовская разработка после ряда испытаний на площадке АО «ЭНИЦ» (ГК «Росатом») была одобрена и принята к использованию в атомной энергетике. Интерес к изобретению проявила американская Tesla Motors, которая специализируется на выпуске электромобилей, а уж для ЗАО «Тролза» сотрудничество с инноватором сулило блестящие победы на рынке электробусов. Увы, за вполне приличным фасадом энгельсского производителя троллейбусов зияла огромная финансовая яма, на дне которой таилась масса скользких, порой криминальных, обстоятельств. В 2018 году Росстандарт выявил на предприятии нарушения техрегламента, и это вылилось в решение суда о приостановке производства модели троллейбуса «Тролза-5265.02» Мегаполис. В конце того же 2018-го группа «Русагро» скупила долги холдинга «Солнечные продукты» — основного актива группы «Букет», куда входила и «Тролза». Вскоре после этого троллейбусному заводу уменьшили годовой лимит кредитования в банках, в итоге предприятие лишилось оборотных средств и не смогло выполнить заказы на 900 млн рублей, которые были в его портфеле.
В 2019 завод так и не заработал, началась шумная кампания по поиску инвестора-спасителя, в которой приняли участие спикер Госдумы Вячеслав Володин, федеральный Минпромторг и ряда депутатов ГД. Летом стало известно, что спасителем готов стать Феликс Винокур – соучредитель ООО ПК «Транспортные системы».
Как видно из открытых данных, тяжкое бремя спасения троллейбусного производства таило для г-на Винокура и некоторые приятности. Так, в ноябре 2019-го на свет родилось ООО ПК «Энергетические системы» с уставным капиталом 10 млн рублей. Зарегистрировано ООО в Твери, там же, где находится одна из площадок ПК ТС. Основной вид деятельности компании — производство аккумуляторных батарей и их частей, в штате на 1 января 2020 года числилось 6 сотрудников. Состав учредителей компании говорит сам за себя: у Феликса Винокура – 51%, у Светланы Бузаджи (она опять-таки директор) 39%. Остальное - у Владимира Подлипалина (6,5%) и Константина Дистранова (3,5%). Говорят, именно они являются разработчиками уникальной технологии, хотя по количеству долей в компании выглядят как бедные родственники.
А сама технология, защищенная множеством патентов, перекочевала, вместе с тройкой совладельцев, в новое ООО. Союз с бизнесом оказался куда плодотворнее, чем сотрудничество с госкорпорацией, не случайно, ряд устройств на основе базовой разработки, сделанной еще под эгидой «Сухэ», уже стартует в серии.
Однако же и атомщики проявляли активность. Так, в 2019 году ООО «НПО «Центротех» (зарегистрировано в Свердловской области, основной соучредитель - компания по производству ядерного топлива) подало иск к ЗАО «Тролза» и взыскало в конечном итоге порядка 10 млн рублей за поставленный опытный образец системы накопления энергии (СНЭ). «Тролза» возражала, что атомщики должны были поставить 50 штук этих изделий, без них завод не мог выполнить договор с ГТЛК и в конечном итоге сорвал его. Хотя «Тролза» хотела согласовать с НПО «Центротех» новый график поставок, ответа на свои письма от поставщика она так и не получила. Однако суд наказал именно энгельсского производителя, хотя для него срыв контракта с ГТЛК вылился в иск со стороны лизинговой компании почти на 300 миллионов рублей (судом удовлетворены претензии на сумму свыше 115,5 млн руб).
Затем НПО «Центротех» отсудило у «Тролзы» еще 43,8 миллиона рублей, доказав в свердловском арбитраже свои убытки от сотрудничества с энгельсским производителем троллейбусов.
Речь, как говорится в материалах дела, шла о поставке комплектующих изделий, основанных на разработках и интеллектуальной собственности инжиниринговой компании ООО «Сухэ» («разработчик»). В договоре было указано, что «Тролза» считает, что интеллектуальная собственность и компетенция «Сухэ» достаточны для разработки конструкторской и технологической документации, необходимой для организации производства и сопровождения поставки на производство тех самых комплектующих изделий. В обоих процессах компания «Сухэ» фигурировала как третья сторона. Из-за чего же в конечном итоге все участники расстались крайне недовольными друг другом? Ответ есть смысл поискать еще в одном арбитражном деле, где «Центротех» судится уже с «Сухэ». Поводом для иска стало письмо, где «Сухэ» заявляет о расторжении лицензионного договора в одностороннем порядке. Еще в 2017 году атомщики и саратовский разработчик заключили лицензионный договор, по которому «Центротех» получил на некоторый срок право на использование патентов на условиях неисключительной лицензии.
Иными словами, саратовцы предоставили на некоторый срок право на свои разработки атомщикам из Свердловской области. Как показывают материалы дела, «Центротех» выплатил разработчику лицензионное вознаграждение, а также возместил затраты на госрегистрацию права использования объектов интеллектуальной собственности, указанных в договоре. Вознаграждение составило 23,7 тыс. руб, а затраты на госрегистрацию 22,7 млн руб.
Но затем «Центротех» забыл перечислять в адрес «Сухэ» лицензионное вознаграждение в виде периодических платежей. Как видно из материалов дела, все финансовые решения принимал инвестиционный комитет АО «ТВЭЛ», это общество является основным учредителем и управляющей компанией «Центротеха». Возможно, ядерному гиганту вся эта суета с батарейками была не особо интересна, во всяком случае, из-за проволочек с ключевыми решениями все пошло вкривь и вкось. Перед «Сухэ» накапало долгов на 1,3 миллиона, что и дало повод компании расторгнуть договор. Суд встал на сторону «Сухэ» и отказал в иске «Центротеху», который решил через арбитраж удержать партнера. «Центротех» с решением не смирился и подал апелляцию, возможно, видит для себя какой-то смысл воевать за компанию, уже лишенную своей интеллектуальной начинки.
Справка «БВ». С января 2020 года ООО «Сухэ» возглавляет Игорь Судаков, в открытом доступе есть данные только об одном соучредителе компании - Макарычевой Ольге Ивановне (27,5%), выручка компании в 2019 году составила 23,3 млн руб, прибыль – 29,6 миллиона.