В Мордовии судят экс-главу самарского минстроя Алексея Гришина. Он продает свой дворец и не жалеет, что сдал Алексея Меркушкина

На 14 сентября намечено первое слушание по уголовному делу в отношении экс-министра Самарской области и экс-проректора МГУ Алексея Гришина. Дело поступило и принято к рассмотрению в Ленинском районном суде Саранска. В преддверии он дал интервью журналистам, рассказав о том, как он сожалеет о дружбе с Алексеем Меркушкиным. Его отец, Виктор Гришин, историю своих взаимоотношений с экс-главой Мордовии и Самарской области Николаем Меркушкиным никак не комментирует.         Напомним, речь идет о мошенничестве в особо крупном размере, совершенного группой лиц. Как писал БВ, следствие уверено, что задержанный в августе 2020 года Гришин причастен к хищению из бюджета республики 271 млн рублей. Вместе с Алексеем Меркушкиным, сыном экс-главы Мордовии и губернатора Самарской области Николая Меркушкиным, они владели «Мордовпромстройбанком». Финансовое учреждение получило за 54 млн рублей в собственность выставочный комплекс «МордовЭкспоЦентр». Но затем он был продан республиканскому правительству за 271 млн рублей. Алексей Меркушкин в это время был зампредом правительства.
После ареста занимавший тогда пост проректора МГУ Алексей Гришин два месяца провел в СИЗО, но затем дал признательные показания. Гришин не только признал свою вину, возместил причиненный ущерб, но и сдал подельников, пойдя на сотрудничество со следствием. В итоге уголовные дела он переживает под домашним арестом. 
Остальным членам семьи Гришиных также не повезло. Виктор Гришин ушел с поста ректора Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. А его дочь, Татьяна Гришина, по делу «Мордовпромстройбанка», в Ленинском суде Саранска получила по максимуму - 4,5 года колонии. На предварительном следствии женщина вину признала полностью и заключила досудебное соглашение о сотрудничестве. В банке она занимала пост председателя правления.  Задержанный в мае прошлого года Алексей Меркушкин по-прежнему находится в СИЗО. Арестовали его при попытке улететь в Минск, а инкриминируют ему еще и дачу взятки управляющему отделением Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ в Мордовии Александру Теренькину. Последний должен был закрыть глаза на нарушения во всем том же Мордовпромстройбанке К Николаю Меркушкину у правоохранителей до сих пор никаких вопросов не возникло. Несмотря на сужающиеся круги: в 2019 году Мордовпромстройбанк был присоединен к ПАО «АКБ «Актив банк». Как писал "БВ", 25 июня ЦБ РФ отозвал у него лицензию из-за подозрений в отмывании денег. Этот банк действовал с 1993-го года, а в 2000-х перешел под контроль семьи Меркушкиных при активном участии семьи Гришиных.  В конце августа здания и имущество обанкроченного «АКБ «Актив банка» были выставлены на продажу. Начальная цена головного офиса в Саранске стартовала от 226,9 млн рублей, допофисов - в общей сложности за 8 млн рублей. 
Между тем в Саранске должно быть рассмотрено еще одно уголовное дело с участием Алексея Гришина, собственно, ставшее поводом для его задержания. Речь о преднамеренном банкротстве крупного мордовского застройщика ООО «СДС-Управление-строительства».
По версии следствия, его руководители в 2018 году при наличии у компании больших долгов и вопреки интересам кредиторов заключили заведомо невыгодный и фиктивный договор цессии с ООО «Стройресурс М». Согласно документу эта компания получила принадлежавшее ООО «Мордовдевелопмент» право требования к банкротящемуся ООО в размере 865 млн рублей. Позднее в собственность ООО «Стройресурс М» от компании «Мордовдевелопмент» были переданы простые векселя на 894 млн рублей, хотя реальных финансово-хозяйственных отношений между этими организациями не было, полагает следствие. Ущерб кредиторам от переуступки прав требования, по данным СУ СК, составляет порядка 183 млн рублей. Аккурат в преддверии суда Гришин-младший дал покаянное интервью "Комсомольской правде". И рассказал, как познакомился с младшим Меркушкиным во время работы в представительстве Мордовии в Москве. Но о дружбе уже много раз пожалел.
- Сейчас я изменился. Пересмотрел многое в жизни… А тогда сделал большую ошибку, что бизнес строил на дружеских отношениях. Считал, что все за меня будут горой. А так нельзя… Потому что теперь я стал обвиняемым, - констатировал бывший чиновник. 
Он также рассказал, откуда у него взялись деньги на дворец, фотографии которого сопровождали новости о задержании.  - Не на госслужбе заработал, конечно. У меня было 14 заправок, нефтебаза… Все, что накапливал, вложил в дом, мечту. Детей у меня шестеро. Со свадьбы так пошло - хотелось много детей. Поэтому строил дом. Начал в 2003-м. Закончил в 2012-м. На мнение журналиста о природе 360 млн рублей на дворец у 22-хлетнего студента, знакомого с сыном губернатора Алексей Гришин ответил: - В чем природа? Кто-то работает, кто-то не работает... - но все же уточнил - Ладно. Принимаю. Если бы знал, что будут такие последствия, может, и не строил бы ничего. Или надо было все продать. Но когда дела идут, все развивается, кажется, что впереди светлое будущее, что так будет вечно... Дворец, кстати, выставлен на продажу за 450 млн рублей. 
Комментируя предложение депутата ГД РФ Александра Хинштейна признать, что он воровал бюджетные деньги вместе с семьей бывшего самарского губернатора, он лишь отметил, что Николай Меркушкин к нему ревновал и не доверял, а уехал Гришин-младший из Самары после старта многочисленных проверок, в том числе строительства футбольной арены, цена которой с 13,4 млрд рублей выросла до 24 млрд рублей. 
- Я стал обузой. Меня назначили близким и родным губернатору, хотя я таковым не был, - констатировал он.  Далее Гришин-младший рассказал, что на очных ставках руководители предприятий и бизнесмены назвали его ответственным за все. 
- Понимаю - дурака мне надо искать в зеркале. Но семья (Меркушкиных) рассчитывала, что я буду последним звеном в цепи посадок. А я их сильно разочаровал. Позиция такая у семьи Меркушкиных, что они всех облагодетельствовали, все им должны. Такие ожидания у них, видимо, есть, - подчеркнул обвиняемый. 
Он отметил, что был лишь служакой по натуре, которому приказывали - он делал, а теперь вынужден все расхлебывать, а они не при чем. - Теперь я ищу деньги, компенсирую ущерб государству. И никто, кроме меня, это не делает. 200 миллионов ушло по делам, которые закрыты (по преднамеренному банкротству, неуплате налогов). Теперь ищем выходы, чтоб поднять фабрику «Ламзурь». Никто из партнеров не пришел на помощь, а нас здесь было четверо… - уточнил Алексей Гришин.  - Да, я работал в команде Меркушкина. Много, к сожалению, стало понятно только со временем, да и разъяснено правоохранителями - про преступления, воровство, соучастие… Отречься и сказать, что я не помню и не знаю? Нет! Дать квалификацию этим действиям не могу, но понимание многих вещей пришло, жаль, что поздно... - заключил он.  Напомним, Гришин-старший до ректорства в Плешке был правой рукой Меркушкина-старшего и сомнительной дружбой сыновей их общение не ограничивалось - члены семей совместно владели многими активами в республике.  Фото: https://stolica-s.su/