Банкротство саратовского "Тантала" началось со скандала: на оборонном заводе пропала бухгалтерия, президента привлекают к ответственности

ПАО «Тантал», саратовское стратегическое предприятие, пришло к конкурсному производству без бухгалтерских документов. Временный управляющий не смог добиться их от президента компании, теперь этот вопрос предстоит решать конкурсному. Решение о введении конкурсного производства в отношении должника арбитражный суд Саратовской области вынес 28 июня. Завод, попавший в банкротство из-за долга по газоснабжению, пришел к финалу с обязательствами 1 млрд 75,9 млн рублей. Но сделать выводы о его действительном состоянии не представляется возможным — нет документов. С проблемой столкнулся еще временный управляющий Александр Алимов, пытавшийся добиться предоставления всей необходимой документации от президента «Тантала» Игоря Анцишкина. На оглашении судебного вердикта о конкурсном производстве было заявлено дословно следующее: «временным управляющим сделан вывод о невозможности проведения проверки достоверности бухгалтерской отчетности ПАО «Тантал», на основании которой проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности, в том числе с привлечением независимого аудитора, в связи с отсутствием достаточных документов, необходимых для проведения проверки». «Тантал», напоминаем, долгое время вообще скрывал свою отчетность. Параллельно он пытался сбыть непрофильные активы, в том числе и прибыльные. В связи с этим самый крупный его кредитор, «Связь-банк», требовал наложить обеспечение на имущество предприятия, опасаясь его сокрытия и вывода. Еще в прошлом году к делу о банкротстве в качестве третьих лиц привлекли представителей УФСБ по Саратовской области - ведь дело идет о режимном предприятии, выполнявшем гособоронзаказ. Но все это не помешало пропасть бухгалтерии завода, которую теперь пытаются найти при помощи прокуратуры. Областной арбитраж 12 мая обязал президента «Тантала» предоставить временному управляющему Алимову перечень имущества завода, копии бухгалтерских и иных документов. Все без толку. В прокуратуру Ленинского района направили заявление о привлечении президента к административной ответственности по этому поводу.
Прокуратура в свою очередь подала заявление в суд с просьбой привлечь Игоря Анцишкина к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 КоАП РФ, за неправомерные действия при банкротстве. В перспективе это грозит ему штрафом на сумму до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 6 месяцев до года. Но эти санкции меркнут рядом с миллиардным долгом. Игорь Анцишкин — седьмой по счету президент «Тантала» с начала его банкротства в апреле 2019 года.
Примечательно, что и временный управляющий Алимов, добивавшийся выдачи документов, «Танталу» не понравился с самого начала. Завод пытался оспорить его назначение в суде, упирая на то, что у того де мало стажа, чтобы банкротить стратегическое предприятие. Ходатайство это дошло до кассации, но так и осталось без удовлетворения. Банкротство «Тантала» началось именно с потери гособоронзаказа. Завод выпускал радиоэлектронную аппаратуру военного назначения и не смог восполнить потери за счет гражданской продукции. И областной минпром, и эксперты быстро списали Тантал со счетов, заключив, что предприятие перестало развиваться уже давно, собственники его запустили и теперь завод может продолжить существование только как промышленный парк. Самый крупный кредитор «Тантала» на момент введения конкурсного производства, это «Промсвязьбанк», куда влился ранее предъявлявший заводу претензии «Связь-банк». Размер долга перед кредитной организацией составляет 576 млн рублей. Еще 210,5 млн завод должен банку «Уралсиб» и 207,1 млн рублей — Сбербанку, долги обеспечены залогом. Долг перед инициатором банкротства, ООО «Газпром межрегионгаз Саратов», дорос уже до 28,6 млн рублей. Еще 15,6 млн рублей составляют долги перед налоговой, далее следуют контрагенты и ресурсоснабжающие организации.
Пока конкурсное производство введено на полгода, до 24 декабря. Требования кредиторов продолжают поступать. Теперь суду предстоит рассмотреть претензии Министерства обороны Белоруссии, которое выставило заводу счет на 8,6 млн рублей и 16,6 тысячи долларов США. Заявление приняли к рассмотрению еще в апреле, но постановили приступить к его изучению «после процедуры, следующей за процедурой наблюдения». То есть, только теперь должно проясниться, как у «Тантала» накопился долг перед военным ведомством соседнего государства.