Белая пыль и горькая быль: как известная в Саратове бизнес-фамилия «закатала в цемент» честного собственника

Что ни день, то новые известия об успехах представителей известной в Саратове бизнес-фамилии Шмидт. Вот Александр Шмидт, сын банкира-основателя некогда процветавшей WDB-групп, приобщился к Национальным проектам и будет не только строить садик на территории возводимого им в Саратове микрорайона, но и, по слухам, участвовать в осенних выборах. Не унывает и Шмидт-старший. Правда, на обочине трендов остался Шмидт-однофамилец – Геннадий Юрьевич, который тоже был отцом-основателем, а теперь выступает в роли неудачника.

В бой идут налоговики

Его конфузы в судах мы уже подробно описали, но не всегда Геннадий Юрьевич был столь смешон и неуспешен. В интересующей нас эпохе раннего Ипатова империя WDB была на пике своего могущества и прибирала к рукам все, на что падал глаз. Дела Шмидтов шли в гору, а вот оппонентам-конкурентам – напротив, дела градом сыпались прямо на голову, возникая буквально из пустоты. Говорят, творцом погоды выступал экс-прокурор области Анатолий Бондар, но мы не синоптики, а потому утверждать с полной вероятностью не станем. Мы уже рассказывали, что в 2005 году схлестнулись интересы компании ООО «НовоАлтай-А» и ООО Предприятие «Индустрия Плюс» (член WDB-групп), а яблоком раздора стало выпускающее цемент ОАО «Вольский завод «АЦИ». «НовоАлтай-А» еще в апреле 2004 года приобрел у конкурсного управляющего ОАО «Вольский завод «АЦИ» право собственности на оборудование цементного и шиферного производства, а также необходимый транспорт. За это «НовоАлтай-А» отдал серьезные по тем временам деньги - 35,6 миллионов рублей. Кроме того, между этими двумя компаниями был заключен предварительный договор, по условиям которого ООО «НовоАлтай-А» обязалось приобрести у завода и корпуса. Но… завод приглянулся и набирающей силы империи WDB. Уже в следующем году конкурсный управляющий продал то же самое оборудование представителю холдинга, а в 2006-м WDB-групп и HeidelbergCement AG (Германия) в присутствии губернского бомонда с огромной помпой заложили первый камень в основу нового предприятия по выпуску цемента!
При этом Шмидты заведомо блефовали, ведь еще за полгода до пафосной церемонии областной арбитраж подтвердил, что оборудование завода-банкрота находится в собственности того самого ООО «НовоАлтай-А». Но почему-то наши банкиры были уверены, что победа будет за ними, и они не оскандалятся, не влетят историю, как жулики и прожектеры.
Вы, может быть, удивитесь, но так и произошло. Мы уже описали начало судебной борьбы и то, как 12 ААС, закрывая глаза на очевидное, начал выносить решения в пользу ООО «Предприятие «Индустрия Плюс» (член холдинга WDB). Конечно, было ясно, что в окружном арбитраже вся эта местечковая самодеятельность и суток не простоит, но ведь и наши два капитана не первый день в бизнесе. И вот в налоговый орган далекого города Новороссийска поступает бумага с гербами и печатями о том, что единственный участник ООО «НовоАлтай-А» Алескеров В.Г. уступил свою долю Шмидту Геннадию Юрьевичу, который имеет непосредственное отношение к ООО «Предприятие «Индустрия Плюс».
Вскоре после этого новороссийские налоговики получают еще одну бумагу: новый владелец из города Саратова, он же директор Геннадий Шмидт, принял решение о ликвидации компании. Этот документ датирован 11 июля 2006 года, а 12 июля окружной арбитраж в Казани выносит прекрасный и справедливый вердикт о том, что решение 12 ААС должно быть отменено.
Но не знал господин Алескеров, что в этом самом «НовоАлтае-А» он уже нет никто, а сама компания, им созданная, де-юре вот-вот прекратит существование. Более того - в Саратове на него вдруг было заведено уголовное дело, а сам г-н Алескеров - объявлен в международный розыск! Видимо, очень уж не хотелось противной стороне, чтобы собственник предприятия появлялся в судах и доказывал свою правоту. А иначе откуда вдруг так вовремя появилось высосанное из пальца дело?  Жернова судебной машины после этого крутились еще долгое время, перемалывая в цементный порошок доводы сторон, показания свидетелей, апелляции и прочее, но главное на тот момент уже произошло – причем без шума и пыли.

Обманули грубо и страшно

Геннадий Шмидт и его представители, исправно заседая в судах, о бумажной возне с Новороссийском, конечно же, молчали. Истина открылась только в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа 18 января 2007 года, когда представители ООО «НовоАлтай-А», имеющие доверенности, подписанные Геннадием Шмидтом, отказались от кассационной жалобы. Так был торжественно слит многомесячный судебный процесс, а гражданину Азербайджана Алескерову В.Г. стало понятно, что его обманули грубо и страшно. Этот гражданин, естественно, никаких сделок с принадлежащими ему 100% долей уставного капитала ООО «НовоАлтай-А» не совершал, решений о назначении директором фирмы г-на Шмидта Г.Ю., равно как и иных лиц, не принимал, не принимал он и решение о ликвидации компании. Что интересно, МРИ ФНС № 8 по Саратовской области приняла заявление о ликвидации компании и в кратчайшие сроки, без всяких проверок внесла запись в ЕГРЮЛ. Хотя в то время ей уже было известно, что правоохранительные органы Новороссийска возбудили уголовное дело по ч. 4 ст.159 УК РФ и установили путем экспертизы, что подпись на договоре купли-продажи доли выполнена не Алескеровым В.Г.
Более того, «НовоАлтай-А» это не какая-нибудь типичная затрапезная компашка с 10 тысячами уставника, нет, уставный капитал ООО «НовоАлтай-А» составлял 30 млн рублей. И «передав» все права на компанию, никаких денег Видади Алескеров за якобы проданную долю в уставном капитале не получил.
Правда, припорошенная цементной пылью, открывалась иностранному собственнику не сразу. Во-первых, он узнал, что наши ушлые фольксдойчи, в лучших саратовских традициях, купили оборудование, договор с компанией Алескерова даже не расторгая, во-вторых, денег заводу-банкроту не досталось – в качестве оплаты были втюханы векселя со сроком погашения более трех лет. В-третьих, прочее добро, которое «НовоАлтай-А» покупал за реальные деньги, попало в лапы «поволжских немцев» даже без всяких векселей. Например, часть транспортных средств, приобретенных компанией Алескерова у ОАО «Вольский завод «АЦИ» за 5 миллионов рублей (а в 2004 году это были совсем другие миллионы!) конкурсный управляющий, наплевав на закон, просто передал ООО Предприятие «Индустрия Плюс». В-четвертых, все возмущенные обращения по фактам хищения имущества (транспортных средств) в крупном размере наши правоохранительные органы просто проигнорировали.
Отметим, что простые до безобразия трюки с левыми учредителями либо неизвестными подписантами  – любимые в арсенале почтеннейших основателей. Похоже, технологию взяли на вооружение и продолжатели славных традиций. Когда Алескеров канул за цементную завесу и был забыт за давностью лет, а сама империя WDB стала пылью и просто строчкой в банкротных делах, ту же мелкую шалость некие лица провернули с ЗАО "Энгельсский речной порт".
В 2013 году практически все имущество порта (вплоть до причальной стенки) неожиданно приобрел за скромную сумму один из акционеров ЗАО - известный строитель Александр Шмидт. Покупка, как писали потом следователи, обошлась Шмидту-младшему в 345 тыс. рублей, хотя порт оценивался в 60 миллионов. Вскоре после этого ЗАО "Энгельсский речной порт" было ликвидировано, хотя крупнейший акционер порта Вероника Болдырева (75% акций), об этом даже не ведала. За нее все необходимые подписи уже несколько лет ставил некто совсем другой…Расписался этот некто и в документах по сделке. Весь ликвидационный пакет арбитражи впоследствии признали недействительным. Только в 2019 году ЗАО "Энгельсский речной порт" удалось воскресить, но добиться внимания следственных органов было еще тяжелее. Дела возбуждались и закрывались, из них выделялись отдельные составы и раскидывались по разным процессам - словно кто-то специально путал следы…
И только в марте 2020 года в Ростове-на-Дону первый заместитель Южного транспортного прокурора отменил постановление саратовских коллег о прекращении уголовного дела по ч.4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество в особо крупном размере) по факту хищения имущества ЗАО "Энгельсский речной порт".
Но говорить о хеппи-энд в этой истории рано. Ведь, как мы видим, и Шмидту-младшему никто не мешает строить дома и баллотироваться в думу. Конечно, в свете таких прекрасных перспектив приветы из прошлого особенно некстати. Все эти мрачные тени, мальчики кровавые в глазах…Причем кровавые – это не просто цитата из Пушкина. В 2006 году подлинный собственник ООО «НовоАлтай-А» Видади Алескеров узнал из СМИ… о собственной смерти! Оказывается, в войне против честного покупателя вольского асбоцементного завода оппоненты не погнушались даже разместить в газетах сообщение о гибели Алескерова в автокатастрофе. Какими еще приемами пользовались противники Алескерова, на чьей стороне выступала областная прокуратура и как саратовские налоговики в мгновение ока ликвидировали неугодный бизнес – мы расскажем далее.