Без конкуренции и опыта - как ООО "Саратогорэлектротранс" искало подрядчиков на скоростной трамвай и развязку на Стрелке

Строить первую очередь развязки на Стрелке в Саратове будет подрядчик без завершенных контрактов, а заниматься трамвайными путями по маршруту №9 - ООО «ФракДжет-Строй» Дмитрия Колосова, ничего подобного раньше не делавшее. Выставив в роли заказчика ООО «Саратовгорэлектротранс», власти получили возможность скрыть от общественности подробности исполнения двух договоров подряда на общую сумму порядка 4,2 млрд рублей. Видимо, так же будут проходить и остальные торги в рамках многомиллиардной трамвайной концессии.  «Поволжская мостостроительная компания» признана соответствующей всем требованиям конкурса, несмотря на то, что участвовать в закупках она начала всего год назад и еще не успела сдать ни один из своих объектов. Все члены комиссии ООО СГЭТ - Сергей Моисеев, Вероника Плавинская и Антон Храмов, единогласно сочли ПМК подходящим исполнителем. Впрочем, условия конкурса говорят сами за себя. Оценивать соискателей предполагалось по критериям, в общей сумме дающим 100%. Учитываться должна была цена договора, на которую подрядчик согласен, его квалификация, опыт исполнения аналогичных работ в рамках госконтрактов, заключенных по 44-ФЗ или 223-ФЗ. Но здесь присутствует существенная оговорка: от кандидата на подписание контракта заказчик соглашался принять копии как исполненных договоров подряда, так и тех, которые пока лишь заключены. Кроме того, наличие критериев оценки и присваиваемых за них коэффициентов подразумевает, что участников конкурса будет хотя бы двое. А ПМК оказалась единственным заявителем, так что сравнивать три ее не исполненных еще контракта попросту не с кем. И - вуаля! - подряд достается ей по первоначальной цене в 1,5 млрд рублей.
А потому вполне справедливым кажется утверждение, что конкурс верстался сразу под конкретного игрока. Формально, ПМК всем угодила, и характером выполняемых ею работ – путепровод, дорога и мост, и штатом за 100 человек. А поскольку заказчик – организация в форме ООО, ее никто не обязывает указывать в реестре контрактов, какой подрядчик получил аванс, какие работы и когда сдал, какую сумму из полной цены контракта освоил. То есть о прозрачности можно забыть. Общественности остается лишь наблюдать за самим процессом строительства и терпеливо ждать возобновления движения трамваев.
Со вторым исполнителем, ООО «ФракДжет-Строй», договор уже подписали 7 марта. Ход его исполнения также будет скрыт от посторонних глаз. Как и ПМК, компания оказалась единственным заявителем, пришла на конкурс буквально в последние дни приема заявок, и тоже получила заказ по первоначальной цене - за 2,7 млрд рублей. В ее портфолио исполненные контракты есть, но это детсады и школы, единственный близкий к транспортной инфраструктуре подряд был ею получен в 2017 году - за 4,9 млн рублей компания проектировала проезд в Тульской области, но отнюдь не выполняла сами дорожные работы. Критерии оценки заявителей в саратовском тендере крайне расплывчаты. Опыт исполнения сопоставимых по цене и характеру заказов там присутствует, но нет указания на то, что эти работы должны были выполняться в рамках именно законов о госзакупках. Никаких упоминаний от 44-ФЗ или 223-ФЗ в данном конкурсе, в отличие от тендера на развязку, и близко нет. Что опять же наводит мысли о заблаговременном предчувствии ООО "СГЭТ" именно этого подрядчика. 
Тем временем в соседнем регионе, оказавшемся в похожей ситуации, разгорается крупный скандал. Пока Саратов примеривается к скоростному трамваю, Волгоград выясняет, кто виноват в приостановке работ по строительству трамвая подземного. Его третья очередь затормозили еще в 2020 году. На прошлой неделе стало известно, что глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил местному СУ СКР возбудить по данному факту уголовное дело о халатности. Ущерб городской казне оценивается в 400 млн рублей.
Следствие началось после коллективной жалобы жителей города, направленной в Следственный комитет еще прошлой осенью. Волгоградцы сообщали, что местный СУ СКР заволокитил процессуальную проверку, хотя доказательства нарушений налицо - проект планировки территории отменен, работы встали. Третья очередь волгоградского метротрама должна была соединить район университета со станцией «Ельшанка», открытой еще в 2011 году. Договор на выполнение работ ценой 400 млн рублей подписали в 2013 году с ОАО «Метрогипротранс». Целиком строительство оценивалось в 15 млрд рублей и должно было завершиться в 2018 году. Но само строительство даже не начиналось. Официально работы встали в связи с «изменением документов по стандартизации», пишет «Коммерсантъ».
Насколько велик риск для Саратова наткнуться с трамваем на волгоградские грабли, говорить сложно. Но непрозрачность заключенных госконтрактов, как и выбор подрядчиков, не слишком обнадеживает.