Деревья и канализация: что осталось за кадром в планах cаратовской мэрии по благоустройству Глебучева оврага и парка Победы

Келейное обсуждение проектов планировки территорий Глебучева оврага и Парка Победы, прошедшее в конце недели в мэрии Саратова, не балует жителей конкретикой.  В частности, глава саратовского отделения Союза архитекторов Владимир Вирич, входивший в комиссию международного архитектурного конкурса, задается вопросом о судьбе коллектора в Глебовраге и решении проблем с канализацией. Неизвестна и судьба деревьев и уникальной флоры и фауны парка Победы. 

Парк Победы-Затон

Разрабатывает проекты планировок, как и в случае с территорией аэропорта, ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области. В основе работы победителей международного конкурса на лучшие архитектурно-градостроительные проекты комплексного развития центра Саратова. Идеи консорциума Citymakers (Россия) стали основой для проекта планировок территории парка Победы. Проектировщики же предложили разбить территорию на функциональные секторы: сектор памяти, военная тематика, Национальная деревня Саратовской области и спортивный сектор. Сектор памяти – это зона «Журавлей», проектом предполагается перенос сюда Стены памяти. Зона военной тематики – это существующий музей, вся техника может быть расположена более компактно. Часть парка планируется предусмотреть под проведение зарниц со школьниками. В секторе Национальной деревни могут отвести дополнительные территории под появление новых объектов. Разработчиками концепции предлагается организовать на территории Парка Победы свадебный павильон, летний кинотеатр, различные спортивные и развлекательные площадки, веревочные городки. В летнее время по территории может ходить легкий транспорт для перевозки отдыхающих. Также проект предполагает организацию заезда и стоянок по ул. Счастливая с пуском по ней общественного транспорта.
Кроме того, планируется размещение двух станций канатной дороги. Одна может быть расположена на площадке парка, другая - в Затоне, где достаточное количество мест для парковки личного транспорта. Впоследствии канатная дорога может быть продлена до Зеленого острова. 
Напомним, что в Затоне Росимущество возвращает в госсобственность земли бывшего судоремонтного завода. А мэрия уже разрешила подготовить проект планировки и внести правки в проект межевания территории в этом районе.  О строительстве на территории парка детской железной дороги не сказано ни слова. Как и идея сохранения флоры и фауны зеленой зоны парка, которую озвучивали общественники и экологи на питч-сессиях с ДОМ.рф.  Ранее она-таки нашла свое отражение в работе консорциума, однако последовали ли ей проектировщики и Михаил Исаев, увлеченный повальной рубкой деревьев - неизвестно. Однако парк может стать темой очередных скандалов на этой почве. 

Глебучев овраг

Идеи консорциума Karres en Brands (Нидерланды), стали основой для плана реконструкции Глебучева оврага. Так, территорию Глебучева оврага предполагается сделать активной парковой зоной с мостовыми переходами, спортивными и детскими площадками. Проектировщики, сообщают в мэрии, учли ее особенности: здесь расположена довольно большая зона охраняемого природного ландшафта, а также охранная зона у объекта культурного наследия Дом-музей Павла Кузнецова. По ул. Комсомольская и ул. Соборная могут быть размещены пешеходные мосты, а со стороны ул. Посадского – планируется организовать смотровые площадки. Что касается жилых домов и других зданий, в настоящее время признанных аварийными, то их предполагается снести и на их месте могут появиться зеленые зоны. Также проектом предлагается разместить на территории Глебучева оврага объекты культуры, амфитеатр, площадку для проведения различных мероприятий. Михаил Исаев дал поручение проанализировать все имеющиеся на данной территории строения на предмет признания их аварийными, проработать вопрос с организацией системы канализации в районе частного сектора и подъездными путями ко всем жилым объектам.
У главы саратовского отделения Союза архитекторов Владимира Вирича как раз возник вопрос о том, как решен вопрос с погребенным, вероятно, уже под 15 метровым слоем земли и мусора, коллектором в Глебучевом овраге. 
- Конечных вариантов не видел, на градсовете обсуждались предварительные варианты. И была масса вопросов. У меня сразу возникает вопрос: что планируется делать с коллектором и какое будет отношение к очистным, которые снова вроде бы возвращаются в Глебовраг. А они огромные - почти как футбольное поле, 90 метров в длину. Учитывается это или нет - непонятно. Как и то, претерпевает или нет инженерная инфраструктура какие-то изменения или нет, - заметил БВ эксперт. 
Он также задался вопросом о судьбе халуп: если их предстоит отселять, то и здесь есть огромный пласт работы. По словам Вирича, есть огромный и явно избыточный отвод земельного участка под очистные в овраге. Он подчеркнул, что начинать необходимо не с покраски ресниц. а с помывки лица, то есть именно с инженерной инфраструктуры, а не спортплощадок. 
- Сейчас проектируется реконструкция набережной. И там сажается специальная насосная станция, которая должна весь поверхностный сток перекачать в очистные Глебоврага. А если они там не учитываются? - вопрошает Вирич. Он снова говоря о необходимости координации действий чиновников и проектировщиков различных объектов. По его мнению, в мэрии должен быть создан совет, координирующий все проекты, чтобы не было разнобоя, который уже наблюдается. - Те, кто проектирует Затон, с удивлением узнают, что там оказывается стоит вышка канатной дороги. Те, кто проектируют набережную, не видя проекта Глебоврага, недоумевают, а есть ли там очистные, куда все будет сливать, - констатировал эксперт. 
Говоря о канатной дороге, Владимир Вирич вспомнил о расширенном ее варианте, спроектированном сочинской компанией. Она начиналась из парка Липки, вела к Соколовой горе, затем в Затон и на Зеленый остров. 
- Если это коротенькая ветка, чтобы съехать вниз, - это аттракцион, как в Геленджике, - заметил архитектор.  Он напомнил, что каждое поколение архитекторов делает свои проекты Глебучева оврага. -  Нет ничего более стабильного, чем Глебовраг. Я сам делал два больших проекта - в 1995 году с детским парком типа Диснейленда, а в начале 2000-х с привязкой к строительству стадиона на 26 тыс. зрителей. И новые проекты могут быть такими же, с реализацией на века. Здорово, что у нас идет реконструкция набережной, делается проект бывшего аэропорта, но нужна координация на уровне генплана. А у нас его делают сами по себе, каждая локация - тоже сама по себе. А общие - только победные реляции. Это, конечно, тоже хорошо, но все нужно увязать прежде всего с инженерной точки зрения. Качели-карусели могут меняться, а канализация как была при царе-батюшке, так она и останется, - резюмировал г-н Вирич. 
Напомним, что при обсуждении на сессии с ДОМ.РФ реконструкции Глебоврага заведующий кафедрой физической географии и ландшафтной экологии СГУ Владимир Макаров говорил, что «действующий почти полвека бетонный саркофаг местами разрушен, засыпан, а местами просто не выдержал напора и может разрушиться и тогда будет затоплена та часть оврага, что будет ниже прорыва».
- Коллектор надо перебирать, менять и овраг надо чистить. Там мощные техногенные грунты. Требуется очень жесткая санация и вывоз этого мусора. Иначе не выдержит и коллектор, и овраг, будет катастрофа, как экологическая, так и гидрологическая, — предупреждал тогда эксперт. По его словам, специалисты СГУ приступили к составлению ландшафтной карты оврага с коллектором, на которую будут нанесены все опасные в плане обрушения и утечек места. Лишь после ее появления и приведения в порядок коллектора можно, по мнению ученого, рассуждать о превращении территории оврага в ландшафтный парк.  Впрочем, тогда же начальник городского комитета по инженерной защите Павел Овчинников был настроен более оптимистично. Он отмечал, что 8-9 лет назад коллектор уже обследовали и пока он не обвалился, дренирующую функцию выполняет. А очистные сооружения для коллектора уже спроектированы.