"Энгельсстрой" предложили сохранить, распродав имущество, технику и участки на 863 млн рублей. Кредиторы план не утвердили

Кредиторы банкротящегося ТСУ "Энгельсстрой" не утвердили план внешнего управления на предприятии. Ранее было предложено продать производственные базы и технику, два участка отдать стороннему застройщику, разобраться с дебиторкой и достроить дом, выручив тем самым 863 млн рублей. При этом взять еще кредиты и воспользоваться софинансированием от нового учредителя - москвича с саратовскими корнями Сергея Злыгарева.  Внешнее управление суд ввел в августе после чехарды с мировым соглашением. Напомним, с предложением о нем выступил кредитор из Москвы Сергей Злыгарев. Кредиторы с ним согласились, однако затем этому воспротивился ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие», ходатайствовавший о его отмене - его не устроила оплата лишь 70% долга да еще и с отсрочкой до 2024 года и прощением процентов. Г-н Злыгарев же, напомним, еще в прошлом году стал правопреемником "Экономбанка" с суммой претензий в 75,6 млн рублей. Иск именно этого банка лег в основу дела о банкротстве - компания задолжала ему по четырем кредитным договорам 101,1 млн рублей. Сергей Злыгарев является директором и совладельцем московской компании ООО «Премиум-Эстейт», которая занимается куплей-продажей недвижимости. При этом с Саратовом его связывают несколько весьма примечательных историй, имеющие место быть, впрочем, и в Москве.
В мае г-н Злыгарев все же подал в суд ходатайство об утверждении мирового соглашения. Однако в начале августа по его же требованию состоялось новое собрание кредиторов. И здесь уже было принято решение отказаться от мирового соглашения и ввести внешнее управление. 12 августа суд с этим согласился. 
- Основным источником для погашения задолженности перед основным кредитором являются денежные средства, полученные от продажи части недвижимого имущества Общества, осуществление мероприятий по достройке объектов незавершенного строительства, а также осуществление мероприятий по перепрофилированию и введению в деловой оборот объекта «Мельница братьев Штоль», - говорится в решении.  Мельница не является объектом культурного наследия. Хотя в июле градозащитники озаботились этим вопросом, а министр — председатель комитета культурного наследия Владимир Мухин заявил, что признаки ОКН у мельницы есть, и есть смысл придать ей такой статус. При этом градозащитники говорили о сохранении мельницы, также инициировав обращение к Роману Бусаргину с необходимостью побудить главу местной администраций заняться  ее сохранением. Но пока о статусе ОКН для мельницы ничего не известно, нет ее и в дальнейших решениях суда. Хотя земельный участок под мельницей - лакомый кусочек: его площадь составляет более 10 тыс. кв.м. метров, а напротив уже строится жилкомплекс. Источник для продолжения деятельности "Энгельсстроя" предлагали найти в  доходах от заключенных контрактов на производство работ и доходах от сдачи в аренду оставшегося непроданным недвижимого имущества.
В итоге в основу плана внешнего управления была положена продажа непрофильных активов. На первом этапе - четырех производственных баз ТСУ в Энгельсе, являющихся "избыточными для целей ведения производственной деятельности и восстановления платёжеспособности должника". За них планировалось выручить 40 млн рублей. 
Продаже подлежала и строительная техника, не задействованная в работе предприятия. Ее состав должен был уточниться в рамках инвентаризации. Еще один пункт плана - взыскание дебиторки. Следующий - передача двух участков площадью более 3,3 тыс.кв.м. под строительство компании "Шэлдом".  Это земельный участок ул. Маяковского д.67,57,63а,55,59,61,61б,61а, ул. Пушкина д.64,60. (площадь 364 кв.м.). На ул. Маяковского "Энгельсстрой" уже возвело один из домов в ЖК, стройка второго была остановлена на этапе свай.   А также участок Минская, 13/1, 13/2, 15/1, 15/2, 17/1, 17/2 (площадь 2,9 тыс.кв.м.). На Харьковской/Минской у застройщика тоже есть возведенные корпуса, но остальные заморожены. В обмен ТСУ получило бы 15% квартир в построенных домах (4 квартал 2023 года). По оценке суда, их стоимость составит 237,4 млн рублей. 
Заключительный пункт плана - достройка дома на ул.Овражной, 30 (9,2 тыс. кв. м.). Арбитраж высчитал, что затраты на достройку составят 300 млн рублей, а чистая прибыль - 250 млн рублей. 
Финансировать стройку предполагалось за счет средств от продажи непрофильных активов и участков. Кроме того, предполагалось взять еще кредиты - в августе на финишном этапе были переговоры с рядом банков. Еще 100 млн рублей предварительно готов инвестировать залоговый кредитор - не уточняется, кто именно, но, вероятно, Сергей Злыгарев. Именно он и предложил такой план внешнего управления.  Главное условие реализации плана - начало стройки не позднее ноября, когда истекает действие разрешений на строительство. Это станет основанием для продления этих разрешений.
- Реализация всех мер в рамках внешнего управления позволит получить общую прибыль в общем размере 862,6 млн рублей при общих прогнозируемых расходах не более 350 млн рублей и существующей текущей и реестровой задолженности (с учетом не в включенных на стадии наблюдения и подлежащих рассмотрению на следующей процедуре требований) в 400 млн рублей, - отмечалось в августовском решении суда.
В итоге суд ввел внешнее управление до 11 февраля 2024 года. Однако в середине октября собрание кредиторов не утвердило план внешнего управления, вероятно, поставив тем самым крест и на планах продлить разрешения на строительство. При этом на должника в суде продолжают сыпаться требования кредиторов - суд несколько раз откладывал их рассмотрение, очередные заседания намечены на 17 ноября. В арбитраж поступило и сразу несколько ходатайств о правопреемстве. Конкурсный управляющий ООО «Завод строительных изделий и конструкций «Энгельсстрой» (ЗСИиК) Бойков просит заменить кредитора Злыгарева с суммой требований в 630 тыс. рублей по кредитному договору, обеспеченному имуществом. Саратовец Сергей Борисов также просит о правопреемстве, причем в двух ходатайствах, однако по документам пока не видно, кого именно. Но при этом указывается сумму - 101,1 млн рублей. Именно столько компания должна "Экономбанку" по четырем кредитным договорам.
Человек с такими же ФИО в прошлом году за 42,4 млн рублей купил имущество ЗСИиК - производственный комплекс с цехами и правом аренды земельных участков. А еще раньше ему же за 2,6 млн рублей ему же досталось оборудование предприятия — несколько пропарочных камер с крышками.
Кроме того, стало известно, что внешний управляющий Иван Синяев попросил суд избавить его от этой работы. Вместо него утвержден новый - москвич Евгений Бахтияров.  Напомним, неприятности у «Энгельсстроя» начались с социальных объектов, которые компания возводила как в рамках тендеров, так и на средства благотворительных фондов, как например дом для переселенцев из ветхого жилья в Елшанке или Предуниверсариум СГУ. Подкосил благополучие «Энгельсстроя» саратовский Дворец водных видов спорта, начав строить который, компания в итоге оказалась не у дел: ее отстранили не только от этой стройки, но и вообще отлучили от всех госзаказов, отказывая подписывать договоры даже по казалось бы выигранным тендерам под любым предлогом.
Справка «БВ». Компанию ТСУ «Энгельсстрой» учредил в 1994 года в Энгельсе Александр Сеноженский, в 2010 году бизнес унаследовала его дочь Анна Сеноженская. С ноября 2021 года ей принадлежит в ООО 40% долей, еще 60% перешли в собственность ООО «Юридическая фирма «ПравоведЪ» Эдуарда Новоженина. Выручка застройщика по итогам 2019 года составляла 371,5 млн рублей. Банкротить компанию в октябре прошлого года начал «Экономбанк», выставивший ей претензии на 101,1 млн рублей за долги по четырем кредитным договорам. В феврале прошлого года в отношении компании было введено наблюдение.