Гладко было на бумаге: в Саратове опять вспомнили про Глебучев овраг. Идеи архитекторов сольют, как со старым аэропортом
В Саратове в очередной раз вспомнили про Глебучев овраг и планы на его переобустройство.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем тг-канале призвал не застраивать его высотками, потому что «это легкие города», в овраге должна быть обязательно парковая зона, и на 2024 год пообещал городу средства на давно необходимые очистные сооружения. Одновременно с этим, заявил он, следует вернуться к теме благоустройства оврага.
Примерно такие же вопросы ставила перед собой городская дума еще дореволюционного созыва. Глебучев овраг стал проблемой Саратова с тех самых пор, как город появился на его склонах.
Последний раз к ней попытались подойти комплексно в 2021 году, когда проводили международный архитектурный конкурс. Глебучев овраг был одной из пяти локаций, для которых участники разрабатывали проекты.
Высотные дома в Глебучевом овраге не планировались изначально, да и невозможны с учетом близости подземных вод и коллектора, в который убрана некогда протекавшая по его дну речка. В комментариях местные жители наоборот, пожаловались, что в районе оврага подтапливает подвалы домов и вода проступает из земли.
Вспомнили подписчики и об архитектурном конкурсе. Московское архбюро "Мегабудка" предлагало для Глебучева оврага свой проект с обустройством парка. И консорциум Citymakers, в который входил этот коллектив, стал победителем конкурса.
Столичные архитекторы не первый раз предлагают оригинальные и интересные варианты обустройства открытых пространств. Среди их реализованных проектов - парк в Бибирево с интересным освещением, ООПТ «Усадьба Люблино» - приусадебный парк с павильонами и площадками, удачно вписавшимися в общий ландшафт. Команда разрабатывала облик ярмарочной площади в Нижнем Новгороде и зеленой зоны вокруг нового аэропорта Платов в Ростове-на-Дону.
Для Глебучева оврага в Саратове архитекторы как раз предложили концепцию многофункционального парка, который по их замыслу должен стать неким музеем саратовского быта.
Колористически проект был выдержан в тех цветах, которые любили использовать саратовские художники, в том числе Павел Кузнецов, чей дом-музей находится рядом.
В Глебучевом овраге предлагалось обустроить игровые площадки, ярмарочную площадь, соединять локации должны были не только пешеходные дорожки, но и мостики, играющие заодно роль видовых площадок. Водным объектам тоже нашлось место.
Другие участники архитектурного конкурса идею тоже поддержали. Глебучев овраг, заключили они, может стать экологическим парком, а будущие очистные сооружения, если их качественно построить, можно потом хоть экскурсантам показывать как зеленый объект. Но пока единственный новый спортивный объект в Глебучевом овраге - это частный стадион "Каспий", появившийся на месте штрафстоянки.
В сентябре 2022 года администрация Саратова обнародовала проект планировки территории оврага, который предложил институт «Саратовгражданпроект», взявший за основу как раз работу архитекторов «Мегабудки». В проект включили парковку на 77 мест и ряд построек - кафе, торговые павильоны, несколько административных зданий. Правда, видовые и детские площадки тоже не забыли. Особое внимание уделили очистным сооружениям, без которых благоустройство не получится - под них отвели 1,7 га.
Застраивать Глебучев овраг высотными строениями в Саратове не позволяли и раньше. Именно по этой причине провалилась, например, попытка компании ООО «Универсалстрой» возвести там торговый центр «Июнь». Инвестор расселил часть домов и вывез из оврага массу мусора, но ТЦ был раскритикован еще на стадии проекта, экологи вообще предрекали катастрофу, до строительства дело так и не дошло, а в 2019 году мэрия окончательно выселила девелопера из оврага.
Другой вопрос, что останется от новаторских идей "Мегабудки" на практике. Для территории старого аэропорта Саратова тоже разрабатывались концепции участниками международного конкурса. Но уже на макете, представленном регионом недавно на выставке в Москве, от этих предложений не осталось почти ничего.
Посетителям на ВДНХ показали стандартный спальный район образца 80-х годов прошлого века, без намека на архитектурные наработки участников конкурса, с минимумом зеленых зон и удручающе плотной застройкой. Если Глебучев овраг ждет та же участь, ради чего тогда требовался конкурс? Очистные можно строить и так.