Инвесторы бегут, саратовский бизнес решает гамлетовский вопрос: 3 взгляда на то, что сейчас происходит в регионе

Как отражается на инвестиционном климате Саратовской области борьба за торжество закона, и только ли она виновата, что инвесторы наш регион не жалуют? Сегодня вокруг этих тем кипят настоящие страсти. «БВ» постарался отразить разные точки зрения в заочных дебатах, в которых участвуют известный юрист Николай Скворцов и, не менее известный саратовец, ветеран «САЗа» Александр Бернадский, имя которого связывают с развернувшейся кампанией по пересмотру итогов приватизации, а также пользователь Инстаграма под ником romanakhmetgariaev, который жестко протроллил главу областного правительства Романа Бусаргина и изложил свою версию работы чиновников над улучшением инвестклимата.

Выйти в кэш или уехать – главный вопрос для бизнеса в Саратове

Как известно, старт реквизициям задали суды по возврату в собственность РФ земель саратовского авиазавода. Страдальцы в массе своей симпатий у общества не вызывали, поскольку были замешаны в уничтожении гиганта авиастроения. Залп негодования пронесся по СМИ только когда арбитраж первой инстанции признал отсутствующим право собственности на более 7 гектаров земли за ООО ТЦ «Оранжевый». Но до этого обстановку накалил иск Росимущества по возвращению в собственность РФ здания Крытого рынка. Весьма симптоматичным стал и проигрыш в апелляции «Саратовских авиалиний», пожелавших утвердить в облКУИ схему расположения земельных участков под своими объектами. В том же русле было и поражение компании «ЮК «Фемида-Саратов» в борьбе за право собственности на знаменитые сотки на набережной.
Горемычную участь бизнеса недавно обсудили на полезном завтраке Опоры России, а круги все идут по воде: известный саратовский юрист Николай Скворцов на своей странице в Фейсбуке опубликовал пост о том, что предпринимательскими массами в регионе овладела глубокая безнадега, которая тем глубже, чем шире размах экспроприаций. О каком инвестклимате тут вообще можно говорить?
Выдержки из нашумевшего поста Николая Скворцова уже разошлись по СМИ, поэтому будем кратки. «Одно за другим продаются местные предприятия. Продаются – не от слова «растёт капитализация, компания выходит на биржу и получает крутых сторонних инвесторов». Продаётся от безысходности и полнейшей «саратовской безнадеги». Либо началось банкротство, либо это банкротство ожидается через год-другой. Или же развития просто не видно». «Продаются компании зачастую за 1 рубль. Лишь бы новый инвестор взял на себя обязательства по кредитам. Список ставших неместными компаний огромный: 99% энергетических компаний, банков, оборонных предприятий, расположенных в нашем регионе, принадлежат москвичам и питерцам». «Саратовский завод резервуарных конструкций, СТАММ, СЗПУ, Фамильные колбасы, Генеральские колбасы, ряд птицефабрик давно сменили собственников либо их смена состоится в ближайшее время». «Ряд крупных и чудом выживших саратовских строительных компаний выставлены на продажу и с удовольствием «продадутся», так как свободной под застройку земли в городе не осталось. Да и купленная ранее отбирается либо на ней запрещено строить. Запрещено, как обычно, задним числом – уже после покупки». «ИКЕЯ, зашедшая в город много лет назад, тоже, видимо, в шоке от мошенничества, которое с ней провернули, оставив шведов без земли и денег. КFC рискует остаться без земли и построенного огромного фуд-корта. Земля под «Оранжевым» тоже ушла государству. Даже Крытый рынок и кинотеатр «Победа», приватизированные 30 лет назад, изымаются через суд у нынешних собственников. А у победителей первого в истории Саратова земельного аукциона тоже отобрали землю. Отобрали спустя 20 лет!»
Причин массового исхода предпринимателей из Саратова Николай Скворцов назвал немало. К примеру, «постоянные войны «всех против всех»: губернаторские против мэрских, панковские против радаевских, силовики против всех остальных. И никакого понимания, чем это закончится и, главное, когда. Возможности сделать четкий бизнес-план предпринимателю с описанием всех политических рисков нет никакой».
Еще и жуткая нестабильность: «Сегодня вывески такие, завтра другие. Сегодня киоски можно, завтра нельзя, послезавтра опять можно. Сегодня улица Волжская проезжая, завтра пешеходная. Завтра на набережной будет пляж, поэтому к послезавтра нужно все гаражи снести, а предприятиям переехать». Но и раскулачивание – фактор не из последних: «отсутствие института собственности в регионе - отбирают у бизнеса все, что захотят (сначала через переговоры, затем через суд)».

Бернадский уполномочен заявить

В 2017 году работник завода «Сокол», бывший труженик авиазавода Александр Бернадский сумел под прицелом телекамер поговорить со спикером Госдумы Вячеславом Володиным о том, что с таким трудом возбужденное уголовное дело по умышленному разорению «САЗа» затягивается. Володин дал указания мэру и губернатору, но это не помогло, тогда Бернадский начал всеми правдами и неправдами возникать у Володина на пути, когда тот появлялся в Саратове. Однажды он увлек спикера на стадион «Волга», полюбоваться на развернувшееся там торговое безобразие, потом опять же при тележурналистах толкнул прочувствованный спич и сумел привлечь внимание всесильного земляка к другим кричащим проблемам. И вот в конце 2018 года спикер Госдумы инициировал создание рабочей группы по возврату активов авиазавода в собственность РФ.
С тех пор мэр Саратова, а также члены облправительства звонят ветерану домой и отчитываются о принятых мерах, с ним советуются по спорным юридическим вопросам. Алгоритм возврата земель (и других объектов недвижимости) через признание права отсутствующим – его изобретение.
После шума вокруг земель под «Оранжевым», творец локальной революции направил в «БВ» текст, в котором постарался развеять зловещие слухи, от которых бизнес валяется в глубоком обмороке. «В последнее время в различных СМИ стали появляться статьи о проводящейся в Саратовской области массовой национализации, деприватизации, реприватизации имущества честных бизнесменов, о существовании партийно-правительственной группы, которая разрабатывает соответствующие планы. На телеграм-каналах появляется сообщение о вымогательстве с бизнеса денег под угрозой его деприватизации. Пришло время расставить все точки в этом вопросе. Со всей ответственностью заявляю, что ни партийно-правительственной группы, ни планов деприватизации не существует. Просто ТУ Росимущество в Саратовской области устраняет нарушения прав Российской Федерации, которые имеют место в Саратовской области, по земле и имуществу САЗа, по земельному участку у гостиницы Словакия, по Крытому рынку с земельным участком, по кинотеатру «Победа».
Для того, чтобы что то национализировать, деприватизировать - это имущество надо сначала законно приватизировать. Именно законный собственник, а не тот кто за него себя выдает (в данном случае - администрация г. Саратова) должен был передать в собственность частных лиц и структур имущество с оформлением всех необходимых документов по Законам РФ, в т. ч. акта приема-передачи.
Однако, ни по одному из озвученных  выше объектов законный собственник – Российская Федерация - не разрешала проводить приватизацию, не передавала это имущество ни в чью либо собственность, не была уведомлена об этих действиях (это установлено судом в завершившихся процессах). Таким образом, Российская Федерация является собственником перечисленных выше объектов до настоящего времени. Именно на этой основе ТУ Росимущество в Саратовской области и подает иски и защищает интересы РФ. Если кто проанализирует, судебные процессы по земельным участкам САЗа, по земельному участку у гостиницы Словакия, по Крытому рынку с земельным участком, по кинотеатру Победа с земельным участком, то увидит, что Администрация г. Саратова, не имея в муниципальной собственности это имущество, тем не менее, регистрировала в Росреестре право собственности. При этом возникают большие вопросы к работникам Росреестра, которые были обязаны проводить правовую экспертизу и определять законность появления в муниципальной собственности перечисленного выше имущества». Дальше Бернадский подтверждает свои тезисы документальными аргументами. Этим документам скоро четверть века, их никто не держал под спудом, но почему-то только в XXI столетии федералы прозрели и бросились возвращать добро, которое давно проморгали. И в Саратовском арбитраже научились ломать сроки давности, не покидая правового поля. Добавим, что будущее национализированных богатств, в версии рабочей группы при облправительстве выглядело так: на территориях САЗа будут строиться полезные объекты, а если на землях уже стоит действующий бизнес, то он возьмет участки в аренду. Что касается Крытого с «Победой», то их решили осправедливить достаточно недавно. По Крытому рынку были какие-то фрагментарные обсуждения, а о «Победе» речи даже не шло. Возможно, эти объекты будут сдаваться в аренду через конкурс.

Кто врет, кто правду говорит?

Николай Скворцов ностальгирует о временах Павла Ипатова: «Бизнес при нем развивался. Инвесторы «перли» в регион! С инвесторов пыль сдували, им помогали на каждом шагу. Сейчас - все наоборот! Инвесторов нет. Кто успел продаться - продался. Кто не успел - просто уехал». Но это взгляд с одной стороны барьера, а по другую долгое время стоял автор комментариев под Инстаграмом председателя облправительства Романа Бусаргина. Человек, называющий себя бывшим чиновником мэрии, оставил очень острые комментарии, которые стоит спасти от забвения в интернете. Публикуем выдержки.
«В нашем регионе не ищут инвесторов ни зарубежных, ни федеральных, ни региональных. В принципе не ищут. Нет планов по их поиску. В Вашем подчинении нет ни одного специалиста, который был бы способен оказать грамотный антикризисный менеджмент предприятию. У вас никто даже программами по бизнес-планированию не владеет. Во всем городе валятся предприятия, а им помощи ноль. На что способно министерство промышленности - ни на что, как и муниципальные структуры».
«Системной работы в принципе нет, - продолжает критик. - Я занимался привлечением инвесторов в наш регион. Десятки обращений в администрацию города в отдел по стратегическому развитию и инвестициям, где я работал заместителем. оставались под сукном. Везде формальный подход. Структуры, отвечающие за инвестиции на муниципальном и региональном уровне, не то что не координируют свои действия, они годами даже не пересекаются. Ни в Саратове ни в других муниципалитетах нет подготовленных участков ни для каких инвесторов. До бизнеса не доносят информацию о мерах поддержки. Эта работа ведется исключительно плохо». Искал автор и желающих вложить средства. «Знаковый саратовский завод объявил о сокращениях и частичном закрытии - я с руководством этого предприятия нашел выход из ситуации, нашли инвестора - но поддержку в рядах РУКОВОДИТЕЛЕЙ я не нашел. Никто и пальцем не пошевелил, чтобы сохранить производство. Вы работали замом у мэра по ЖКХ и перед Вами стояла остро задача сноса ветхого и аварийного жилья. Так вот, я нашел ряд инвесторов, которые были готовы за свой счет снести весь аварийный фонд города, за стройматериалы. Это касается всех кирпичных и панельных домов. Мэр одобрил. Новый зам мэра по ЖКХ дал команду главам районов. Провели совещания, выехали на место. Решили начать с домов в Заводском и Ленинском районах. Подготовили договора, определились с точками подключения электроэнергии.....а потом занавес. Инвесторов выгнали и на часть домов разыграли аукционы многомиллионные, а остальные дома и по сей день стоят не снесенные. Как такое возможно?».
И действительно: если все это правда, то что же вообще происходит-то в отдельно взятой Саратовской области? Именовавшей когда-то себя столицей Поволжья.