На "КВС" и суда нет: обещанного вице-губернатором Бусаргиным иска к концессионеру "Саратовводоканала" никто не видел

Правительство Саратовской области уверяет, что через суд собирается заставить концессионера «Саратовводоканала», ООО «КВС-Саратов», исполнить свои обязательства и вложить в водопроводное хозяйство города обещанные средства. Но пока заявления об этом исходят только от вице-губернатора Романа Бусаргина. А подтверждения им в базе данных арбитражных дел как не было так и нет. О том, как руководство области собирается проводить с концессионером «воспитательную работу», Бусаргин рассказал на прошлой неделе в интервью «КП-Саратов». Позиция региона, по его словам, такова — надо заставить концессионера работать в соответствии с подписанным им соглашением, а не только собирать деньги за водоснабжение. Между тем «КВС-Саратов», на фоне систематически не исполняемых обязательств не стесняется просить у региона повышения тарифов, уверяя, что иначе на концессию ему не хватит.
- Они не исполняют также обязательства по параметрам, которые планировалось достичь: по полезному отпуску, энергосбережению. Это то, что формирует всю экономическую модель их работы, - констатировал Бусаргин.
Вице-губернатор вынужден был признать, что проблема с концессионером возникла не вчера, компания так себя ведет последние три года. Мероприятия, намеченные ею, постоянно сдвигались, нет подтверждения вложениям средств. Неисполнение обязательств, по словам Бусаргина, концессионер оправдывает «неопределенным технологическим циклом». Здесь, правда, возникает резонный вопрос: где были эти циклы, когда компания концессию подписывала? Этим вопросом пока не задавался и сам Бусаргин. И главное — несмотря на три года не выполненных обещаний, разрывать с концессионером отношения никто не думает. Как уверяет вице-губернатор, регион  категорически против подъема тарифов для населения, но прогонять концессионера совсем он не будет. Вопрос о расторжении концессии даже не обсуждался.
- Сегодня идет ряд судебных процессов. В том числе ООО «КВС» подало иск об увеличении тарифа на водоснабжение для Саратова, чтобы заложить туда свои определенные убытки. На наш взгляд, они туда не могут быть заложены. Претензии направлены в адрес «КВС» в рамках работы межведомственной комиссии со стороны мэрии Саратова. Так что мы сейчас вступили в определенные тяжбы. Повторю, наша задача и задача города - понудить к исполнению договора концессии ООО «КВС», - заявил Бусаргин.
О каких же процессах речь? При самом внимательном изучении базы данных арбитражных дел никаких серьезных претензий к концессионеру «БВ» обнаружить не удалось. Да, иски имеют место быть. Мэрия Саратова с апреля этого года требует от КВС заключить с нею договора аренды канализационной насосной станции по улице Ломоносова,1. Комитет дорожного хозяйства и транспорта города настаивает на том, чтобы концессионер восстановил асфальт после вскрышных работ.
Есть, правда, в производстве дело, которое слушается еще с декабря прошлого года и уже дошло до окружного суда в Казани: комитет по ЖКХ администрации города взыскивает с КВС неосновательное обогащение, возникшее «в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, предусмотренных концессионным соглашением». Вот только исковая сумма всего 1,8 млн рублей. Рядом с недовложенными в водопроводное хозяйство города миллиардами она выглядит очень скромно.
Да и обещания принудить «КВС-Саратов» полностью исполнить концессионное соглашение на фоне того, что даже засыпать ямы компанию приходится заставлять через суд, выглядят маловыполнимыми. Сейчас самый серьезный в денежном выражении иск к «КВС» — у «Саратовводоканала». Взятый в концессию МУПП выставил претензии на 17 млн рублей и требует или вернуть себе электронасосный агрегат №3 из цеха водоподготовки в Дальнем Затоне, или, если это сделать невозможно по техническим причинам, возместить деньгами в указанной выше сумме. Пока это заявление оставлено без движения. Никаких других грозных исков в базе нет.
По словам Бусаргина, концессионер уверяет, что ради городского водопровода влез в долги, заняв в одном из пенсионных фондов аж 3 млрд рублей. Этот факт подтверждается свежей бухгалтерской отчетностью компании. По состоянию на 31 декабря 2020 года ее долгосрочные обязательства составляли 2,9 млрд рублей, кредиторская краткосрочная задолженность - 1,2 млрд.
Любопытен, правда, еще один факт: в 2020 году концессионер вкладывал средства в скупку сторонних долговых обязательств. Так, компания приобрела права требования долга в размере 509,5 млн рублей. Выручка ООО «КВС-Саратов» в 2020 году составила 2,5 млрд рублей против 2,3 млрд в 2019. Компания успешно получает с саратовских труб прибыль и, казалось бы, исполнять условия концессии ей ничего не должно мешать. Напомним, основным бенефициаром ООО «Концессии водоснабжения-Саратов» выступает АО «ИК «Лидер» (90%), остальная доля принадлежит ООО «Концессии водоснабжения», подведомственной структуре того же «Лидера». Скандал вокруг концессионного соглашения по «Саратовводоканалу» разразился нынешней весной, когда из озвученной на городской думе справке об исполнении этого соглашения стало ясно, что из запланированных на 2017-2020 годы 6,2 млрд рублей компания вложила только 1,3 млрд. На этом фоне аварии, из-за которых город нынешней зимой оставили не только без воды, но и без тепла, поскольку ситуация рикошетом задела котельные «Т Плюс», выглядят особенно удручающе.
Прежде правительства области судиться с концессионером затеяла прокуратура Саратова. О поданном иске она заявила 14 июля. Прокуратура утверждала, что потребовала обязать концессионера выполнить условия соглашения и реконструировать в Саратове более 70 объектов водоснабжения. Правда, в базе данных арбитражных дел  следов этого иска "БВ" обнаружить не удалось. Между тем, по факту зимней аварии в отношении «КВС-Саратов» было возбуждено уголовное дело.