Пункты выдачи Wildberries в Саратове продают вместе с сотрудниками – что напугало франчайзи

В Поволжье начали выставлять на продажу пункты выдачи заказов маркетплейса Wildberries. Больше всего их предлагается в Татарстане, но и саратовские франчайзи предлагают свои точки как готовый бизнес. Официально маркетплейс объяснил это явление перегревом рынка, но эксперты полагают, что дело в новых штрафах. Франчайзи Wildberries в Казани, Набережных Челнах и Елабуге продают уже около 200 пунктов. Старт этой распродажи пришелся на начало марта, пишут «Ведомости». Разброс цен в Казани - от 350 тысяч до 1,7 млн рублей за помещение площадью 35-40 кв.метров. За Татарстаном стали подтягиваться и другие регионы. В Саратовской области, согласно площадкам объявлений, сейчас продаются 5 пунктов выдачи заказов - 3 в Саратове по одному в Энгельсе и Балаково, цена составляет до 500 тысяч рублей за пункт. Все они выставлены в категории «готовый бизнес», покупателю обещают стабильный и полностью пассивный доход. Оборот пункта выдачи в Балаково в марте уже составил 5,5 млн рублей, поясняет продавец. В Саратове продаются 2 пункта в Заводском районе и 2 в центре города, на Гоголя, 97, открывшийся в апреле прошлого года. Покупателю обещают заработок в размере 2,7% от выдачи. «Укомплектованный персонал, который готов остаться с новым собственником. Просьба сотрудников не тревожить!» - взывает продавец к потенциальным покупателям пункта выдачи в Заводском районе. В Энгельсе за 260 тысяч рублей продается пункт выдачи на улице Тельмана, также открывшийся в прошлом году. Новому франчайзи обещают окупаемость затрат в течение полугода, в качестве бонуса указана возможность сдавать помещение в субаренду.
Начало продаж совпало с применением Wildberries новых штрафных санкций - с 3 марта маркетплейс начал удерживать со своих франчази 100% суммы за возврат бракованных товаров. Продавцы пунктов выдачи в Татарстане отрицают связь продаж с этими нововведениями, но опрошенные "Ведомостями" эксперты не исключают, что кто-то из владельцев пунктов выдачи мог действительно понести убыток из-за штрафов, а других просто напугала необъяснимая политика франчайзера. Между тем пункты выдачи, у владельцев которых имеются собственные склады для хранения товара, в Татарстане никто не продает.
Первоначально Wildberries удерживал с владельцев пунктов выдачи по 20% за возврат товара, а теперь внезапно поднял эту планку до 100%. Предприниматели, возможно, решили не ждать новых сюрпризов. У Wildberries имеется и своя система поддержки франчайзи, так, на поддержку работы пунктов выдачи выделяются субсидии: 160 тысяч рублей в первый месяц работы, 120 тысяч - во второй и 80 тысяч - в третий. Но за их получение необходимо отработать определенное количество времени, не менее 90 месяцев, иначе можно получить штрафные санкции.
В числе других причин продажи пунктов выдачи эксперты называют монобрендовость. Wildberries не разрешает выдавать товары других маркетплейсов, хотя тот же Ozon относится к этой практике куда лояльнее, а местный маркетплейс «Казань Экспресс» без проблем принимает к доставке и выдаче даже товары с «Алиэкспресса». Ozon, стоит отметить, за брак работников пунктов выдачи не штрафует. При обнаруженной подмене товара или его дефектах маркетплейс, как поясняли его представители РБК, проверяет всю цепочку движения товара от продавца или склада через сортировочный центр и до пункта выдачи или курьера. Только тогда принимается решение, кто именно должен отвечать.
Сами представители Wildberries объясняют продажи перегревом рынка пунктов выдачи и возросшей в 2023 году конкуренцией. Так, в Татарстане отдельные пункты могут находиться и в 100 метрах друг от друга, до 5 штук на одной улице. Всего в РФ у Wildberries работает порядка 30 тысяч пунктов, из них 13,8 тысячи – партнерские. Буквально неделю назад федеральные издания начали писать о крупной забастовке сотрудников пунктов выдачи Wildberries. Сама компания этот факт отрицала, заявляя об информационной атаке. Но эксперты указали на ряд накопившихся нерешенных проблем. Конфликт, как писал РБК, спровоцировали именно новые правила для пунктов выдачи, те самые 100% штрафы за возврат бракованного товара. В результате владельцы многих пунктов заявили протест. «С 15 марта работа ПВЗ Wildberries будет ограничена. Мы выйдем на работу, чтоб не нарушать условия трудовых договоров, но выдача товаров покупателям производиться не будет», - цитировал Forbes сообщение с одного из тг-каналов, объединившего сотрудников маркетплейса. Акцию анонсировали как всероссийскую. Франчайзи возмущало, почему ответственность за качество товара повесили на них, ведь его могли и украсть на складе, и подменить, да и брак - на совести производителя. Ситуация усугубилась после того, как с 13 марта сотрудникам пунктов выдачи сообщили, что при наличии долга по штрафам они не смогут вывести из системы свои деньги. Размер штрафов при этом, писал пообщавшийся с менеджерами Forbes, доходил до полумиллиона рублей с пункта.
Конфликт в Wildberries в итоге дошел до государственных органов. Вопрос разбирали в Минпромторге РФ, ситуацией заинтересовались федеральное министерство труда, обсуждали ситуацию и в Госдуме. Причем был подготовлен пакет поправок к законопроекту «О занятости населения», где предложили ввести понятие платформенной занятости, то есть выполнения работ, организованного с использованием цифровых платформ в интернете. Депутаты не исключают, что для маркетплейсов вообще понадобится принимать отдельный закон.
В Саратовской области Wildberries летом прошлого года анонсировал строительство своего логистического центра. Сумма инвестиций оценивалась в 8 млрд рублей. Сроки реализации проекта - 2023-2026 год.