Росреестр рассекретил гнездо Чаек: чем владеет на Рублевке собственник энгельсского завода

Данные о недвижимости семьи бывшего генпрокурора Юрия Чайки перестали быть секретными и снова доступны в базах данных Росреестра. Прежде ведомство прятало их от глаз соратников Алексея Навального. Согласно свежим выпискам, Артем Чайка владеет домом в Успенском площадью 1950 кв. м. и 43 сотками земли. Владелец энгельсского завода рельсовых скреплений АО «Фоссло Фасэнинг Системс Рус» Игорь Чайка оказался собственником двух таунхаусов и земли в Горках-8, а также еще 60 соток в Успенском. Успенское - село в Одинцовском районе, на берегу Москва-реки, как раз у пересечения Рублево-Успенского шоссе с 1-м и 2-м Успенскими. Оно неформально включено в состав так называемой Рублевки - территории элитных коттеджей представителей федеральной власти и крупного бизнеса. Горки-8 - коттеджный поселок на том же направлении с ценами на недвижимость до 50 млн рублей. Среди жителей Рублевки известных и громких фамилий много, от главы ФСБ Николая Патрушева, который живет в поселке Александровка, до экс-министра финансов РФ Алексея Кудрина, чей дом находится в Жуковке. Непосредственно в Горках-8, рядом с сыном, проживает и сам Юрий Чайка, его соседями по поселку называют бывшего замглавы Росприроднадзора РФ Олега Митволя и телеведущую Ксению Собчак. Успенское российские политики облюбовали давно. Правительственные дачи там начали строить еще в 30-х годах прошлого века. В 90-х годах там проживал даже Борис Ельцин. Не чужими Успенские дачи были и для Григория Явлинского, и для Владимира Жириновского. Так выглядит один из таунхаусов Игоря Чайки, фото сайта navalny.com. Данные Росреестра изучили журналисты, отмечающие, что еще недавно вся эта информация была засекречена, а сыновья Чайки фигурировали под шифрами ЛСДУ3 и ЙФЯУ9. На тот момент, когда данные о собственности родственников Чайки скрывались, а произошло это в 2015 году, законодательство еще не предусматривало, что из Росреестра в принципе можно что-то удалять или шифровать информацию о правообладателях. Только поправки в закон «О государственной охране», принятые в 2017 году, позволил высокопоставленным чиновникам скрывать из публичного доступа, в том числе из всех госреестров, данные о себе и членах своей семьи.
Как уверяет источник издания, подобные манипуляции по засекречиванию проводились вручную и якобы с участием сотрудников ФСБ, работающих в аппарате Росреестра. Причиной наложения на рублевскую недвижимость прокурорского семейства грифа «секретно» источник называет расследования команды Навального. Фамилии сыновей прокурора исчезли из Росреестра именно после того, как их выявило расследование, изучавшее бизнес семьи Чайки. Рвение сторонников Алексея Навального не понравилось и министру обороны Сергею Шойгу, после чего данные о недвижимости его дочери Ксении исчезли из ЕГРН.
Но Юрий Чайка с января нынешнего года больше не генеральный прокурор. Режим охраны данных о собственности на него уже не распространяется, а потому Росреестр сделал сведения о недвижимости его сыновей достоянием гласности. Ведомство обнародовало только актуальные данные о собственниках. Сведения о предыдущих владельцах недвижимости, то есть о самом Юрии Чайке и его супруге, по-прежнему скрыты. Известно только, что Артем Чайка получил свою собственность в 2013 году по договору дарения. Что же касается бизнеса, то предпринимательские интересы Игоря Чайки распространяются и на Саратовскую область. Здесь, в Энгельсе, был в октябре 2017 года торжественно открыт завод «Фоссло Фасэнинг Системс Рус», совместный проект с немецким концерном Vossloh AG, производящим рельсовые клеммы и скрепления для РЖД, и компании АО «Бетэлтранс». На открытии Игорь Чайка присутствовал лично, его представили участникам церемонии как акционера «Бетэлтранса». Под контролем Игоря Чайки на тот момент находилось 50% доли в этой компании через ООО «Аква солид» и АО «Т-Индустрия».
Раскрыв данные о собственности родственников бывшего генпрокурора, Росреестр спрятал свежие данные о недвижимости Руководства Минобороны, ФСБ, данные о домах премьера Михаила Мишустина и главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина. С конца октября они исчезли из публичного доступа.
Единственный чекист, чья недвижимость не засекречена Росреестром, это бывший замглавы управления по собственной безопасности ФБС Олег Феоктистов, известный тем, что задерживал главу минэконома Алексея Улюкаева. Но Феоктистов сначала перешел работать из ФСБ в Роснефть, а потом вышел на пенсию.