Эксперт: нужен хороший проект всей площади у речвокзала, а не только дома Акимова. Но сквер Петра I в Саратове делают, как обычно

Участники Градозащитного совета при Саратовской облдуме обсудили воссоздание объекта культурного наследия в районе будущего сквера Петра I. Общественники ратуют за выделение денег на проект, эксперты предлагают не торопиться, сделать все правильно и не создавать мешанину из новоделов. Их слушать никто не собирается. Идея восстановления дома Акимова в Саратове явно нравится членам Градозащитного совета. Он находился на углу ул. Московская и Лермонтова и был незаконно снесен в 1997 году, чтобы освободить участок на набережной под земельный аукцион в Москве. Считается, что это стало началом уничтожения исторической застройки Саратова. - Все началось с дома Акимова — экскаватор уничтожил его за один день и никто не понес никакой ответственности. Губернатор Аяцков у нас тогда был. И где виновные? Несколько лет лишения свободы можно получить за разрушение реестрового объекта культурного наследия. Потом это все продолжалось, сносились выявленные объекты культурного наследия, реестровые памятники. Они были уничтожены саратовскими застройщиками, к которым относятся не как к преступникам и вандалам, а как к уважаемым людям, - заявил на заседании член градсовета Владимир Лешуков, предложив положить конец «чудовищной и позорной истории Саратова». Восстановить историческую справедливость общественник как раз и предложил с дома Акимова, что будет «символом окончания тех времен, когда безнаказанно сносились памятники в Саратове». По его мнению, площадь перед речвокзалом необходимо «замкнуть» и сделать полноценной площадью. - Вслед за триумфальной аркой нужно воссоздать ОКН регионального значения - дом, где Чернышевский познакомился с будущей женой, где открылась первая в Саратове частная аптека, принадлежавшая герою отечественной войны 1812 года Василию Акимову, - заявил Лешуков. Идею воссоздания дома Акимова поддержал и директор краеведческого музея Евгений Казанцев. Из-за охранных зон в этой местности пристроить непосредственно к музею фондохранилище возможности нет, а дом Акимова позволил бы переселить туда администрацию, разместить часть фондов и расширить экспозицию. 
Напомним, впервые с идеей восстановления этого дома г-н Лешуков выступил еще в 2019 году в ходе заседания в минкульте Саратовской области, посвященном созданию исторического квартала в районе набережной. Возглавлявшая его тогда Татьяна Гаранина сообщила, что самые интересные предложения будут вынесены на суд общественности и экспертов. 
По мнению общественника, уже сейчас надо завести в бюджет деньги — 4-5 млн рублей — на подготовку проекта воссоздания утраченного здания. Всего же на проектирование, реставрацию и воссоздание четырех ОКН, в том числе дома Акимова потребуется, по данным Лешукова, 434 млн рублей. - Это половина стоимости большой школы типа «Аврора» или «Солярис». Неужели мы на школу можем найти 800 млн, а на наше историческое наследие 434 млн рублей не найдем никак, - заявил общественник, не уточнив, кто это «мы» и сколько денег он уже нашел на другие исторические дома. Методы реализации, предложенные Лешуковым, не у всех нашли поддержку. Завкафедры СГТУ Сергей Дядченко напомнил о необходимости не столько воссоздавать дом Акимова, сколько говорить о проектировании всего пространства и ансамбля зданий в районе будущей площади Петра I. - Делать дом Акимова оторванным от нее нецелесообразно — мы создаем ситуацию, когда порождаем другую проблему. И решение площади в целом с воссозданием дома Акимова - это вопросы, которые требуют серьезного и очень качественного архитектурного решения. Иначе нет возможности создать нормальную площадь, связав между собой все объекты, - заявил эксперт, предложив провести конкурс архитектурных проектов. Напомним, что работы в сквере Петра I уже вовсю идут, ни о каком проекте для него, а тем более конкурсе архпроектов, речи и не шло. Хотя говорить о том, что сроки поджимают здесь нельзя - финансируется проект за счет благотворительных средств, а не бюджетных. Так что все можно было бы делать и по уму. Единственное, что сделала мэрия — провела конкурс проектов памятника самому императору, взяв за основу работы, ранее участвовавшие в аналогичном конкурсе. Чиновники вырезали из картона макет памятника-победителя в натуральную величину и примерили его на будущей площади, что уже вызвало насмешки в соцсетях. Нелестного мнения о сроках и самом термине «воссоздание» и в управлении по охране ОКН облправительства. Его представительница отметила, что понятие «воссоздание» означает полную идентичность, что потребует сбора исторической информации об объекте, технических характеристик. - Прежде, чем ставить вопрос о проектировании и воссоздании, нужно к нему готовиться года два как минимум. Поэтому в данный момент считаю, что это немного преждевременно. Мы вас услышали, информацию с вашей помощью тоже будем собирать, но говорить о том, чтобы закладывать в бюджет 2022 года деньги на проект — боюсь, что это преждевременно, - заметила чиновница, не учтя, что г-н Лешуков крайне негативно относится к критике своих идей да еще на волне успеха с Триумфальной аркой. По мнению общественника, «с такой позицией управления по охране памятников мы никогда ничего не создадим и не сохраним старый Саратов».
- Если вы так считаете, что два года надо ковырять в носу, искать какие-то справки, какие-то планы... Их не так много — это все можно найти за один месяц. А если не можете, значит, градсовет будет голосовать за то, чтобы вы ушли в отставку с занимаемой должности, - практически прокричал общественник, забыв, видимо, что совет — орган, не имеющий никаких полномочий, кроме рекомендательных. 
В дело пришлось вмешаться облдепу Ольге Сынкиной, которая отметила, что, прежде, чем ввязываться в проект, надо собрать всю информацию. И если она уже есть и есть возможность ее собрать в течение месяца, то за финансированием можно обратиться и в этом году. Если нет, то — в следующем. По версии Лешукова, «огромный пласт по дому Акимова уже собран градозащитниками и передан в комитет по архитектуре мэрии Саратова». Кроме того, проектировщики в ходе исполнения контракта на подготовку ПСД, все равно проводят исторические изыскания, поднимая архивы и техдокументацию.
Что именно заставляет общественника так «гнать лошадей» в вопросе воссоздания того, чего уже нет — пока загадка. Отсутствие концепции единого пространства в районе речвокзала грозит превратить эту территорию в винегрет из новоделов и старой застройки различных эпох, увенчанный памятником чуждому для Саратова Петра I. Сомнительная перспектива, тем более странная, что за нее почему-то бьются члены градозащитного совета, дискредитируя не только саму идею, но и компетенции этой общественной организации. 
Впрочем, не приходится сомневаться в том, что общего проекта не будет, а в кратчайшие сроки будет спроектирован и воссоздан — как получится — дом Акимова. Такая практика уже привычна для Саратова. Хотя не исключено, что с окончанием выборов и поток финансирования в регион, связанный с историческим наследием, резко сократится. А самостоятельно чиновники пока не продемонстрировали умения находить средства не то что на создание нового, но хотя бы на поддержание того, что есть.  Напомним, что в последние месяцы в Саратове прозвучало много неоднозначных инициатив. Так, предложено вернуть кинотеатру "Пионер" исторический облик католического собора, будет воссоздана Триумфальная арка на Чернышевского и Радищева, заговорили о возвращении в сад "Липки" дореволюционных павильонов. Следующим в ряду, видимо, встанет собор Александра Невского, располагавшийся на месте нынешнего стадиона "Динамо". Дебаты о его восстановлении, потребующим, без сомнения, громадных средств, идут уже лет 20. Однако стадион находится в ведении  реготделения Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», возглавляемого начальником УФСБ Олегом Боломожновым, который в дискуссии не вступает. Вопрос - стоит ли заново строить утерянное или лучше сохранять имеющееся, на повестке дня, видимо, не стоит.
Справка "БВ".  Дом Василия Акимова 1803 года постройки - объект культурного наследия регионального значения. Принадлежал саратовскому брандмейстеру Акимову - участнику Русско-турецкой и Отечественной войны 1812 года, сообщается в книге «Старый Саратов». На первом этаже этого дома была открыта первая в Саратове аптека немца Линдегрена. А Николай Гаврилович Чернышевский, неоднократно посещавший данное здание, именно в нем 26 января 1853 года познакомился со своей будущей женой - Ольгой Сократовной Васильевой. Несмотря на снос, здание в 2019 году числилось в федеральном реестре объектов культурного наследия.