В Ульяновске заговорили о присоединении к Самаре: укрупнение регионов начнется после выборов. К кому прилепят Саратов?

Москву и Московскую область объединять не будут, а вот другими регионами России власти намерены заняться после выборов. По данным ТГ-канала «Незыгарь» в Ульяновской области якобы актуализированы разговоры об объединении с Самарской областью. Эксперт объясняет это технократизацией государственного управления. - Рассматривается несколько вариантов, наиболее вероятными среди которых называется давно уже обсуждающиеся кейсы присоединение Курганской области к Тюменской или Свердловской области, а также присоединение Еврейской автономной области к Хабаровскому краю, - цитирует ТГ-канал околокремлевский источник. И уточняет, со ссылкой на информаторов, что на Красной площади говорят «о потенциале перекройки регионов ПФО». - В частности, в Ульяновской области актуализированы разговоры об объединении этого региона с Самарской областью, - сообщает канал. Хотя в открытых источниках «БВ» не нашел подтверждения этой информации: в последний раз эта тема, как и в Саратове, поднималась в апреле-мае этого года.  Эксперты «Незыгаря» уверены, что укрупнение - это не быстрый процесс и он будет носить планомерный и подготовленный характер. 
- Логика магистрального подхода Системы направлена на формирование агломераций и крупных региональных мегацентров, что, в свою очередь, детерминирует грядущие изменения на региональном уровне. Помимо этого, эксперты прогнозируют в постэлекторальный период более интенсивную работу региональных администраций по укрупнению муниципалитетов, - цитирует источники ТГ-канал. 
Напомним, что в Саратовской области процесс объединения муниципалитетов идет так быстро, что некоторые из них остаются без местных депутатов. Не исключено, что скорость может иметь значение: если в России процессы укрупнения регионов стартуют после выборов, то Саратов подойдет к этому времени во всеоружии. А учитывая, сколько денег за последние два года было влито в регион и губернские стройки, можно даже предположить, что не Саратов будут присоединять к соседям, а наоборот, Волгоград и Самару к Саратову. Как бы бредово это не звучало.  В пользу поствыборных реформ говорит и политолог Илья Гращенков. 
- Старая схема с делением на федеральные округа и субъекты морально устарела. Отсюда и высказывания Собянина про то, что «Москва всех кормит» и Хуснуллина, про не интересность ему малых регионов. Нынешняя схема деления подходит для федеративного устройства, где у губернаторов есть полномочия, а полпреды являются «рукой Кремля» на территории. Но технократизация власти на местах привела к новому, корпоративному стилю управления, где губернатор – винтик системы, а полпред – «смотрящий» за ними, - считает он.
Эксперт обращает внимание, что в пользу этого говорит тот факт, что и вице-премьерам добавили функционал - они будут отвечать за крупные финансовые потоки в рамках нацпроектов. А регионы оснастили разнообразными информационными инструментами, вроде ЦУРов на местах и АСИ в федеральном центре. Напомним, что Поволжье выпало курировать выходцу из Саратова, некогда возглавлявшего оргкомитет «Сочи 2014» Дмитрию Чернышенко. Он является вице-премьером по вопросам цифровой экономики. И тем страннее, что он не сопровождал Михаила Мишустина во время его недавнего визита, в ходе которого он посетил технопарк «Almaz Digital». Впрочем, у него еще все впереди: по-настоящему объект будет запущен к 2025 году.  Если говорить о центрах управленческих решений, то Саратовская область как раз намерена потратить почти полмиллиарда рублей на устройство интеллектуальной транспортной системы. А в прошлом году ситуационный центр оборудовали в правительстве Саратовской области.
- Корпоративная логика предусматривает уравнивание численности «отделов», следовательно часть регионов нуждается в оптимизации. Федеративное устройство – оно про «душу» территории, про национальное население, республику, исторические границы. Корпоративное – про эффективность управления, унификацию, стандартизацию и спецификацию. Здесь требуются алгоритмы, а в свете грядущей цифровизации управленческих процессов, подключения к нему искусственного интеллекта, все должно быть переформатировано в рамках этой логики, - говорит Илья Гращенков, соглашаясь с информацией о старте процесса укрупнения регионов сразу после выборов.
Он уверен, что малые территории будут влиты в макрорегионы, причем не обязательно их будут объединять именно по федеративному принципу - это может быть некая надстройка над системой, создание экономических регионов, в которые будут входить субъекты. - Разные концепции развития спорят между собой, какова оптимальная численность населения субъекта, но на данном этапе усредненная численность – это около 2-3 млн. За вычетом мегаполисов, получим как раз 35-40 регионов, в рамках которых можно фантазировать об объединении тех или иных территорий. В более радикальной версии – в России должно остаться всего 15 субъектов, - напоминает политолог.  Он уточняет, что создание мега-регионов, вроде объединенной Москвы и Подмосковья системе тоже не нужно.
- Это будет государство в государстве, которое обречено на противостояние с остальной страной. Кстати, у идеи объединения регионов есть одна слабая сторона с точки зрения «имперской» логики. Если регионы чересчур укрупнить, то велика вероятность появления конкурирующих со столицей «великих княжеств», как в эпоху феодальной раздробленности. Как ни странно это звучит, но мы связаны своей отсталостью – плохими дорогами, суровым климатом и общей бедностью, - резюмирует Гращенков. 
Напомним, что в Саратове в апреле активно обсуждали идею укрупнения регионов, вброшенную вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Депутат Госдумы РФ от Татарстана Олег Морозов тогда посоветовал не распространять этот опыт на все субъекты, но объединить, например, Саратов, Самару и Ульяновск. Выразив, видимо, тем самым мнение руководства республики-донора, не желающего брать на буксир дотационные регионы. Жители Саратова в соцсетях в ответ вовсю упражнялись в остроумии, предлагая назвать объединенную область Сарворволожская, а еще лучше — присоединить Саратов к Москве, Финляндии или Норвегии.
Саратовский геолог Игорь Пролеткин вспоминает, что «в 30-х годах 20-го века было подобное и был сформирован Нижне-Волжский край, суммированный из нескольких областей. Просуществовал недолго, несколько лет, и быстро вернулись к старому».
Саратовский политолог Дмитрий Чернышевский эмоционально высказался против этой идеи. По его мнению, Саратов не может стать одной из волостей, тем более, что раньше именно Волгоград-Царицын был территориальной единицей Саратовской губернии, а никак не наоборот. А уровень патриотизма, хоть и ничем не подкрепленный, у саратовцев весьма высок.
— Идея Хуснуллина — это скорее прощупывание общественного мнения, позволяющее вскрыть сложные моменты которые возникнут когда перейдут к практическим шагам. Осуществлять их без тщательного обдумывания, экономических расчетов, обеспечения ресурсов, даже научного подхода — крайне неосмотрительно, — считает гендиректор саратовского завода им. Орджоникидзе и областной депутат Дмитрий Ханенко. 
В пользу укрупнения высказался лишь саратовский предприниматель Александр Благодаров, сравнив его с расширением компании, что приводит к сокращению издержек и расходов на управление. Комментируя идею о присоединении Саратова к Волгограду и Воронежу, он, как уроженец Балашова, отметил, что у жителей этого города уже есть подобный опыт. В 60-х годах прошлого века Балашов недолго существовал как самостоятельная область. Тогда в нее входил и ныне воронежский Борисоглебск. И сепаратистские настроения там, по его словам, до сих пор очень сильны. 
В целом информация «Незыгаря» выглядит очередным прогревом темы укрупнения, впервые поднятой весной этого года. И не факт, что процесс стартует сразу после выборов, хотя тренд на укрупнение всего и вся явно имеет место. А потому не исключено, что он все же будет реализован в ближайшем будущем. Кстати, можно предположить, что одним из анклавов станет Сибирь, где министр обороны Сергей Шойгу анонсировал строительство новых городов. Интересно, он его в будущем и возглавит?